Зарубежное искусство второй половины ХХ века

искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей -

бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие

возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют

ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями".

Фрейдизм

17

приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник подсознательно

равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько

помогает, сколько мешает.

Европейское человечество уже давно было погружено в споры о сущности,

необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил

равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был просто

философским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагал

и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он

разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшие

несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских

кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в

более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из

самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом

даже обременительными образованиями цивилизации.

Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логические

понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как

нечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми

своими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появились

понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал,

что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-то

второстепенным. Оно не рудимент, не атавизм, который изредка прорывается в

снах, обмолвках, болезненых маниях. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской

истории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность

настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов,

а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была

такая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и

распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

Дали и ницшеанство.

Выше уже было сказано, что европейская культура XX в. испытала

влияние философско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в своих

произведениях ("По ту сторону добра и зла" 1886г.) выступал с критикой

буржуазной культуры и проповедовал эстетический имморализм, т.е

нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам. В книге "Так

говорил Заратустра" 1883-84гг. Ницше создал миф о "сверхчеловеке", при этом

культ сильной личности сочетался у него с романтическим идеалом "человека

будущего".

Сальвадор Дали был последовательным представителем ницшеанства

XXв. Дали читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и

своих писаниях. В "Дневнике одного гения" неоднократно упоминается Ницше.

Дали писал:"Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов, чьим

величием души я искренне восхищался... Настанет день и я превзойду его

своим величием!"(3). Слова "сверхчеловек - смысл жизни"(4) - стали одним

из девизов Дали. В его "Дневнике" читаем: "Самое главное на свете - это

Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на` третьем месте - все остальные,

разумеется включая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев,

спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться

правилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит

об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма

своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по

причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я

ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику

поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице"

Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной

капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню,

создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".

Сюрреализм Сальвадора Дали

Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое

творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явился

Дали. Сюрреалист до мозга костей,

18

движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную

свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил,

что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом

творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или

преемственности".

Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни

политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего

другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в

нечто новое все то, к чему оно прикасается.

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека

его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция

("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицо

войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")

и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.

Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И

почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее

практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его

личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был

сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,

что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое

сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и

почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей

радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких

оговорок (как у Дали), вызывает протест.

В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,

парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,

ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к

политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к

картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности.

В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все

на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются

на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты -

всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни

синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об

искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так

и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал

"музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить

исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего.

Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его

всерьез отрицать и опровергать.

Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и

иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод

творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный

эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно

испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя

несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых

амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен

для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого

"благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры.

Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение

традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и

неверие в него.

Сложна судьба реалистического искусства на Западе, но оно существует,

причем привлекает и молодых художников.

19

МУЗЫКА

Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами,

описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не

представляется возможным. В астоящем реферате я решила осветить развитие и

течение тех жанров, которые я считаю наиболее характерными для этого

временного периода, либо наиболее близкими для меня лично.

Повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят

лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный

факт нового времени. В период первой мировой войны, когда джаз Нового

Орлеана и прилегающего к нему районов еще был народной музыкой, количество

джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в

основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не

достигало и пятидесяти тысяч. К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде

довольно неумелых имитаций, всюду в Соединенных Штатах Америки. Через

десять лет его стали

исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году его

уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно признан как

самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.

Джаз никогда не был популярной музыкой. Несомненно, время от времени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать