Зарубежное искусство второй половины ХХ века

Отрезали им ножницами головы, и обезглавленные цыплята бегали по крышке. К

другим направлениям модернизма относится фотореализм- отражение реальности,

а точнее его застывшего мгновения, с помощью фотографии. Фотореалисты

Р.Бехте, Б. Шонцейт, Д. Перриш, Р. Маклин и.др. свели творческий процесс к

механическому копированию фотоснимка. Для изготовления холста делается

проекция с диапозитива на холст, контуры обводятся карандашом. Получившееся

изображение раскрашивают монохромными красками.

Также модернисты уделили внимание и проблемам окружающей среды, создав

очередное направление – геореализм. Для создания своих произведений они

пользовались водой, землей, травой, семенами растений, песком и т.д.

Например, среди зала музея насыпалась куча земли; у входа в зал застилался

прозрачный полиэтиленовый мешок с водой, о который спотыкались посетители.

Чтобы привлечь внимание зрителей вскоре на выставках стали появляться

«произведения», имитирующие разрушения, нанесенные стихийными бедствиями.

Скульптор-модернист К. Арнет. Получивший известность благодаря

сконструированным им ботинкам с лампочками на их носках.

Художники направления «Окружающей среды» стремились подчеркнуть

отчужденность человека от предметного окружения не только визуальными

средствами, но и аудиокальными (музыкой, шумами). Характерным примером

может служить постоянная выставка в Филадельфии, открытая в 1976г. в

просветительном «Центре современной культуры». Здесь создана среда,

которая окружает человека. С потолка выставочного зала свисают

«аудиотрубки», каждая из которых изрыгает песню или дикторский текст.

Голоса и разноголосая музыка сливаются в рев оглушительной громкости.

Посетители лишены возможности что-либо понять из передаваемых текстов. На

большом экране (2,5х3 метров) демонстрируются «ключевые сцены2 из истории

США. Выставка по замыслу ее организаторов, призвана показать ничтожество

человеческого ума и несостоятельность человеческого сознания перед

достижениями современной техники.

Механические средства воздействия на нервную систему человека стали

активно внедрятся в область театра.

«Искусство окружающей среды» послужило ступенью для перехода к

внедрению психоделического искусства – произведений, создаваемых, а

желательно и воспринимаемых

под воздействием наркотиков. Направление это не очень ново: модернисты уже

ряд лет практиковали создание подобных произведений, но не пропагандировали

их открыто. Однако с ростом наркомании модернисты осмелели. Способствовало

развитию психоделической «художественной» деятельности и увеличение

производства в буржуазных странах галюциногенного наркотика ЛСД.

Запрещение наркотиков по закону не позволяет художникам этого направления

выступать с открытыми программами и манифестами.

Близкое к наркотическому воздействию оказывают психоделические фильмы,

которые не имеют ни начала, ни конца. Во время демонстрации таких фильмов

воспроизводятся усиленные шумы, крики, хохот, вздохи, вой толпы, стук

поезда. Одновременно на экране возникают увеличенные микроорганизмы,

военные битвы, роды. По оценке американских врачей-психиатров. Непосильная

нагрузка всего этого мелькания и звучания должна вызывать притупление

мозговой деятельности, аналогичное воздействию наркотика ЛСД. Наркотическое

13

воздействие осуществляется не химическим способом , а элементарной «игрой

на нервах». С психоделическим искусством граничат дискотеки, использующие

сверхгромкую музыку и беспорядочное мелькание цвета в целях оказания

усиленного воздействия на на нервную систему молодых посетителей.

Собственно психоделическое искусство начинается с приема

«психовитаминов» – разного рода наркотиков, которые изменяют характер

чувственного восприятия. В восприятии нарушаются пропорции, предметы

предстают в уменьшенном или увеличенном виде. Нередко этому сопутствует

ощущение тошноты, доходящее до рвоты.

Массированный поток модернизма оттеснил на второй план абстракционизм,

сюрреализм, реалистическое искусство, заполнил выставочные залы различным

хламом. Так, в музеях ФРГ, в которых веками накапливались шедевры

художественного творчества, были открыты залы, которые представляли собой

странное зрелище. В одном из залов стоит деревянный стул с толстым слоем

сала на сиденье (сверху сало обмазано слоем воска, для того чтобы не

издавало запаха). Под стеклянными колпаками – тарелки с объедками колбасы и

сыра. В другом находится деформированная мебель. Далее висят образцы обуви:

крошечных или гигантских размеров ботинки, туфли, сапоги. В зале живописи

рядом с фотографически точно скопированной мордой коровы – портрет

кинозвезды.

Нельзя сбрасывать со счетов в панораме искусств 2-й половине XX в.

сюрреализм и активный эпотаж его метра альвадора Дали (1904-1988).

Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что

не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой

умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации,

гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это

привлекает меня и, возможно, других зрителей в произведениях Дали.

Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо

исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины,

литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки)

следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень

целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения",

понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали,

о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была

жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить

кусок реального мира в своей каталонской резиденции в подобие своей

сюрреалистичекой картины, усеяв берег множеством слоновьих черепов,

специально выписанных для этой цели из тропических стран.

По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не

течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром

и, следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и

решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не

соглашался".

Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность

Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем,

что скрывается под названием сюрреализм.

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) -

модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником

искусства сферу подсознания

(инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических

связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма

являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений,

которым придается видимая достоверность.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг

писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд

единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты -

Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый

стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились

переделать

14

мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и

внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть

утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils -

что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они

себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными

вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне

сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди

составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками

игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое

вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических

связей. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные

хаотические силы.

Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет

отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с

поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды

Зигмунда Фрейда.

Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона

объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился создавать

картины и рисунки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал

оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать

образы из сферы подсознательного. В результате этого слияния в 1924 г.

появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и

переведенный на все европейские языки, был также основан журнал

"Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этого

времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением,

проявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве.

Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г.

("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция

"Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие)

ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.

К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать