Зарубежное искусство второй половины ХХ века

отдельные формы джаза становились популярными: так было с “джазовой”

музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем

“ритм-энт-блюз” сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не

имели). В данном случае будет уместно говорить о так называемом

“псевдоджазе” - все вышеперечисленные направления имели какие-то небольшие

элементы джаза и “выдавались” за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие

такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз -

тот, который сами джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает

сколько-нибудь широкую популярность.

Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную

музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и

телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки

заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что

именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.

Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга

спросили, что такое джаз, он ответил так: “Если вы спрашиваете, то вам

этого никогда не понять”. Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же

ситуации сказал: “Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”.

Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и

простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой

работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого

феномена в музыке и его развитие.

В становлении джаза выделяют три периода:

1) зарождение классического джаза;

2) зрелый период (эра свинга);

3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.

Мне кажется, что наибольший интерес представляет собой первый период,

т.е. зарождение классического джаза. Поэтому только его я постараюсь

осветить в этой работе.

Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане,

откуда на старых колесных пороходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-

Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время

ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение,

что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах

Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе.

Но, возможно, самое убедительное свидетельство в пользу того, что

родина джаза - Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Новый

Орлеан не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой

и танцами. Веселый, шумный, пестрый,

20

он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал

негру больше возможностей для самовыражения, чем любой другой город на Юге

США. С точки зрения джаза особенно важен тот факт, что в Новом Орлеане

сушествовала уникальная субкультура темнокожих креолов.

Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура,

средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как

способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр

моральных и материальных ценностей мира.

На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную

диллему отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в

глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас

опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло

сегоднешнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же

проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это

обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не

развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.

Безусловно, развитие рока тесно связано с техническим, экономическим,

политическим и социальным развитием. Не по воле случая законодателями рока

стали наиболее развитые страны. Именно техническое развитие дает толчки

развития рока, аппаратура постоянно изменяется и усложняется, гитара 40-х

годов похожа на сегодняшнюю гитару лишь пожалуй только формой, а звучание

вообще изменилось в корне (каких только эффектов не

подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно изменяя ее звук; ко всему еще

появилась музыка, полностью исполняющаяся электронной аппаратурой).

Развитие техники привело и к тому, что сейчас почти в каждой семье есть

радиоприемник и магнитофон, что увеличивает влияние музыки на общество.

Экономическое развитие поднимает уровень развития граждан, а следовательно

поднимает их образованность и у них появляется больше свободного времени,

которое можно посвятить музыке, также это улучшает и условия труда и

обеспечение работой музыкантов. Яркий пример тому - бразильская группа

«Sepultura», будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка была

малоинтересна, но как только они переехали в США они сразу же приобрели

статус супергруппы.

Рок - пладотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в

нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест молодежи и

появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания

отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем

слияния других стилей - закон отрадения, лежащий в основе развития

сознания. В противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой

музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей.

Корни рока можно искать в далекой древнисти: и в народной музыке, и в

джазе, и в блюзе, но поистинне рок стал тем самым, что мы понимаем сейчас,

лишь в 50-х годах.

Рок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объеденило черных и

белых подростков, одним мощным залпом смело расовые и социальные

предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри

- каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали откаэ

повиноваться традиционно расистскому: «Поди-ка сюда, бой». Этот отказ

безусловно принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были

подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз,

который крутили на местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной,

их заговором против родителей, не признававших цветных.

Рок-н-ролл оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку

и специально по нему скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские

пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и

мечты, сугубо подростковое отношение к действительности. Эту тягу

подростков к «другой» музыке первыми заметили

владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные

к риску,

21

нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где

записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым

кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти направления стали сближаться.

Новое поколение охотно приняло это сближение. «Растление вкусов»,

«музыкальный ширпотреб», «потакание самым низменным инстинктам», - сетовали

музыкальные критики (и в чем-то, безусловно, были правы, поскольку, помимо

истинных звезд, тогдашней волной было вынесено на поверхность и много

мусора).

В начале того десятилетия черная и белая музыка были разделены так

же, как белая и черная общины. Но шло время, и радио, по которому - тоже

на разных волнах - передавали эту музыку, позволяло черным слушать белую

музыку и наоборот. Радиоволны приносили совершенно новую стилистику, и

бескорыстные пионеры этой стилистики начали понемногу скрещивать две эти

культуры. В лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная музыка по

имени рок-н-ролл.

Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом

пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его

был укращен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и

Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера (последний не раз заявлял о своей

ненависти к рок-н-роллу); музыкальные обозреватели начали успокаиваться:

похоже в музыку возвращались закон и порядок. И все же через несколько лет

рок ожил, а к концу десятилетия превратился в мощную политическую и

культурную силу.

К началу 60-х к совершеннолетию приблизилось очередное поколение.

Родители этих детей активно боролись за мир, спокойствие и изобилие,

надеясь, что потомки не только оценят их старания, но и раздвинут

горизонты этого нового мира. Родители, однако, вошли в него с грузом

невыплаченных долгов - они принесли с собой страх перед атомной войной и

грех расовой ненависти, а идеалы равенства и справедливости просто

растоптали в погоне за стабильностью и успехом. Неудивительно, что дети

подвергли сомнению моральные и

политические устои послевоенного мира; эти новые настроения нашли отражение

в их музыкальных пристрастиях.

Загнанный было в подполье, снова бурно расцвел фолк и тут же

включился в антивоенное движение и в социальную борьбу. Очень скоро фолк

обрел и новую свою надежду - в худеньком, слегка гнусавом пареньке по имени

Боб Дилан. Именно его голос впервые выразил сомнения и надежды поднимающего

голову беспокойного поколения.

Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе ядерного уничтожения сразу

же превратились в гимны, а песня «Времена - они меняются» прозвучала первым

предупреждение о растущей общественной напряженности. Однако при всей

приверженности самым светлым идеалам фолк оставался все-таки музыкой

прошлого, средством общения политизированной интеллигенции, с нескрываемой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать