отдельные формы джаза становились популярными: так было с “джазовой”
музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем
“ритм-энт-блюз” сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не
имели). В данном случае будет уместно говорить о так называемом
“псевдоджазе” - все вышеперечисленные направления имели какие-то небольшие
элементы джаза и “выдавались” за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие
такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз -
тот, который сами джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает
сколько-нибудь широкую популярность.
Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную
музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и
телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки
заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что
именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.
Понять сущность джаза было всегда нелегко. Когда Луи Армстронга
спросили, что такое джаз, он ответил так: “Если вы спрашиваете, то вам
этого никогда не понять”. Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же
ситуации сказал: “Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”.
Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и
простому смертному это не под силу, и именно поэтому я не пытаюсь в этой
работе раскрыть сущность джаза, а ставлю целью раскрыть истоки этого
феномена в музыке и его развитие.
В становлении джаза выделяют три периода:
1) зарождение классического джаза;
2) зрелый период (эра свинга);
3) совремеменный джаз: стили боп и кул-джаз.
Мне кажется, что наибольший интерес представляет собой первый период,
т.е. зарождение классического джаза. Поэтому только его я постараюсь
осветить в этой работе.
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане,
откуда на старых колесных пороходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-
Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время
ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение,
что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах
Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе.
Но, возможно, самое убедительное свидетельство в пользу того, что
родина джаза - Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Новый
Орлеан не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой
и танцами. Веселый, шумный, пестрый,
20
он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал
негру больше возможностей для самовыражения, чем любой другой город на Юге
США. С точки зрения джаза особенно важен тот факт, что в Новом Орлеане
сушествовала уникальная субкультура темнокожих креолов.
Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура,
средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как
способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр
моральных и материальных ценностей мира.
На протяжении всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную
диллему отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в
глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас
опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло
сегоднешнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же
проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это
обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не
развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.
Безусловно, развитие рока тесно связано с техническим, экономическим,
политическим и социальным развитием. Не по воле случая законодателями рока
стали наиболее развитые страны. Именно техническое развитие дает толчки
развития рока, аппаратура постоянно изменяется и усложняется, гитара 40-х
годов похожа на сегодняшнюю гитару лишь пожалуй только формой, а звучание
вообще изменилось в корне (каких только эффектов не
подсоединяется сегодня к гитаре, совершенно изменяя ее звук; ко всему еще
появилась музыка, полностью исполняющаяся электронной аппаратурой).
Развитие техники привело и к тому, что сейчас почти в каждой семье есть
радиоприемник и магнитофон, что увеличивает влияние музыки на общество.
Экономическое развитие поднимает уровень развития граждан, а следовательно
поднимает их образованность и у них появляется больше свободного времени,
которое можно посвятить музыке, также это улучшает и условия труда и
обеспечение работой музыкантов. Яркий пример тому - бразильская группа
«Sepultura», будучи на родине и не имея хорошей аппаратуры, их музыка была
малоинтересна, но как только они переехали в США они сразу же приобрели
статус супергруппы.
Рок - пладотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в
нем проявляются все законы философии. В том что рок это протест молодежи и
появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания
отрицания, показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем
слияния других стилей - закон отрадения, лежащий в основе развития
сознания. В противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой
музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей.
Корни рока можно искать в далекой древнисти: и в народной музыке, и в
джазе, и в блюзе, но поистинне рок стал тем самым, что мы понимаем сейчас,
лишь в 50-х годах.
Рок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объеденило черных и
белых подростков, одним мощным залпом смело расовые и социальные
предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри
- каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали откаэ
повиноваться традиционно расистскому: «Поди-ка сюда, бой». Этот отказ
безусловно принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были
подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз,
который крутили на местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной,
их заговором против родителей, не признававших цветных.
Рок-н-ролл оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку
и специально по нему скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские
пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и
мечты, сугубо подростковое отношение к действительности. Эту тягу
подростков к «другой» музыке первыми заметили
владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные
к риску,
21
нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где
записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым
кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти направления стали сближаться.
Новое поколение охотно приняло это сближение. «Растление вкусов»,
«музыкальный ширпотреб», «потакание самым низменным инстинктам», - сетовали
музыкальные критики (и в чем-то, безусловно, были правы, поскольку, помимо
истинных звезд, тогдашней волной было вынесено на поверхность и много
мусора).
В начале того десятилетия черная и белая музыка были разделены так
же, как белая и черная общины. Но шло время, и радио, по которому - тоже
на разных волнах - передавали эту музыку, позволяло черным слушать белую
музыку и наоборот. Радиоволны приносили совершенно новую стилистику, и
бескорыстные пионеры этой стилистики начали понемногу скрещивать две эти
культуры. В лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная музыка по
имени рок-н-ролл.
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом
пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его
был укращен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и
Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера (последний не раз заявлял о своей
ненависти к рок-н-роллу); музыкальные обозреватели начали успокаиваться:
похоже в музыку возвращались закон и порядок. И все же через несколько лет
рок ожил, а к концу десятилетия превратился в мощную политическую и
культурную силу.
К началу 60-х к совершеннолетию приблизилось очередное поколение.
Родители этих детей активно боролись за мир, спокойствие и изобилие,
надеясь, что потомки не только оценят их старания, но и раздвинут
горизонты этого нового мира. Родители, однако, вошли в него с грузом
невыплаченных долгов - они принесли с собой страх перед атомной войной и
грех расовой ненависти, а идеалы равенства и справедливости просто
растоптали в погоне за стабильностью и успехом. Неудивительно, что дети
подвергли сомнению моральные и
политические устои послевоенного мира; эти новые настроения нашли отражение
в их музыкальных пристрастиях.
Загнанный было в подполье, снова бурно расцвел фолк и тут же
включился в антивоенное движение и в социальную борьбу. Очень скоро фолк
обрел и новую свою надежду - в худеньком, слегка гнусавом пареньке по имени
Боб Дилан. Именно его голос впервые выразил сомнения и надежды поднимающего
голову беспокойного поколения.
Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе ядерного уничтожения сразу
же превратились в гимны, а песня «Времена - они меняются» прозвучала первым
предупреждение о растущей общественной напряженности. Однако при всей
приверженности самым светлым идеалам фолк оставался все-таки музыкой
прошлого, средством общения политизированной интеллигенции, с нескрываемой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14