участие в их выставках.
В формировании творческого пути и личности Дали, а также влияние
на искусство живописи, важное место занимает предшествовавшее сюрреализму
течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это словечко - не то
детский лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклинание) - это
дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и
разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны,европейских
революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем
прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал
всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для
дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался
безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении
любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом
деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая
"антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании
предметов фабричного производства в художественных композициях. Напрмер,
выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в
темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки
мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов
был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный
анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их
скандальных выходок.
Дадаисты первыми положились на Случай, как на главный рабочий
инструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя
красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные
конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка
каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к
стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако
направленность творческой
15
активности у сюрреалистов была иной : не просто разрушительной, а
созидательной, но через разрушение.
Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма)
- одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал
на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического
вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и
эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума"
сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы
"охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые
поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом
фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса -
техника "фроттажа").
Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными
методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности,
отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались
своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как
известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения
облаков и т.п.
Переход от "механических" приемов к "психическим" (или
психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного
творчества:
1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь
состояния, близкого к трансу;
2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным
внутренним импульсам;
3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для
осмысления сделанного.
Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.
Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна,
поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда
мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он
вставал среди ночи, чтобы работать.
По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских
приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после
пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов
сна под воздействием сознания).
Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в
особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного,
т.е. на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.
Сюрреализм и фрейдизм
Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами
сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали
о том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так,
Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметы
прихотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовал
советы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призму
Фрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к завороженному
созерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих в
воображении неожиданные образы и комбинации. Чисто "фрейдистским" методом
пользовался и Дали, который писал картины в еще не совсем проснувшемся
состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже
говорилось раньше.
Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед
источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких
компромиссов. "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы
материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей
образы конкретной иррациональности"(3).
Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без
оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником
фрейдистских взглядов в
16
искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным из современных
художников, кто сумел встретится с престарелым, больным и замкнутым Фрейдом
в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое время Дали удостоился
одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу - тоже
случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно не интересовался современными
ему течениями живописи.
По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же,
сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников или
мир антиной мифологии - для художников Возрождения.
Проявлением этой внутренней связи является и то обстоятельство,
что Дали часто цитирует, перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем
"Дневнике". К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют в себе нечто
священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует
рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать
их". Это одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой
ошибки, обмолвки, остроты - суть неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей
материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго".
Не удивительно поэтому, что "Дневник" открывается цитатой Фрейда. Дали
относился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и никогда ни в чем
не проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове.
Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил
до пределов сюрреалистической раскованности, апеллируя в своей живописи или
словесных высказываниях к каким угодно "властителям дум".
Среди великих людей он почитал безоговорочно одного только Фрейда -
подобно тому как среди родственников и близких людей он никогда не задел
одну лишь "Галарину". Можно привести и другие примеры почитания Фрейда
Сальвадором Дали и другими сюрреалистами. Идеи венского психолога и
мыслителя имели особый смысл для этих людей, потому что фрейдизм был
жизненно важен для сюрреалистов и был, быть может, одним из главных
факторов подъема и успеха их доктрины. Однако было бы упрощением думать,
что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи.
Фрейдизм помогал им в ином плане.
Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны
психоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они
получали весомые подтверждения правильности своих устремлений.Они не могли
не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж)
соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций",
употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека. Когда позднее в
искусстве Дали и др. художников утверждантся принцип иллюзионистского
"фотографирования бессознательного", то нельзя не вспомнить о том , что
психоанализ выработал технику "документального реконструирования "
сновидений. Кроме того, психоанализ обращал первостепенное внимание именно
на те состояния души, которые прежде всего интересовали и сюрреалистов
(сон, психические расстройства, детская ментальность, первобытная психика,
свободная от ограничений и запретов цивилизации). Таким образом, нельзя не
признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов
сюрреализма и фрейдизма.
Опытные данные замечательного психолога, его проницательность,
глубокое знание человеческой натуры подтверждали и освящали устремления
сюрреалистов. Более сильного союзника трудно было найти.
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и
выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14