1967г. вышла его книга «Эпсилон», в которой автор хотел подчинить поэзию
определенному ритму, правилам синтаксиса, даже если она не имеет смысла.
Читать книгу нужно, но было по правилам японской игры. Читая страницы то с
белыми то с черными отметками. Каждое слово автор хотел сделать холодной
цифрой и криком. Поэтому в книге было общественное звучание трагического
разлада с миром:
Я зол и мрачен в золе и прахе
В мои литавры грохочет время
Влачу в пустыне аскезы бремя
Мой лик вопит утверждая страхи
…
я тот которого кто-то режет
лезвием солнечного топора
я тот над которым пламя и скрежет
но скорбь храни меня как нора
душит меня ночная гниль
кожу сдирает дневная гниль
Водное место во французской литературе принадлежало Жаку Прево,
который опирался на традиции Гюго и «умел разговаривать с народом» и
откликался на происходящие события:
За кулисами прогресса
Интригуемые люди
Интегрально занимаются
Прогрессирующим разложением
Терпящей бедствие истерии.
Так Прево выморенные мысли , используя заумные слова и неологизмы.
Истинны пленные
Молодежь с забитым кляпом во тру
Если молодежь рот откроет
То силой хода вещает
И силой порядка
Рот ей заткнут.
Закрывают!
Но молодость с обеих ног
Дубинкой избитая истоптанная.
От газа ослепшая
Поднимается чтобы настежь открыть двери
5
Двери ветхого, лженого
прошлого
Открывают!
Открывается жизни
Солидарность
И свобода ясности
Май 1968
Так Прево реагировал на молодежное движение 60-х г.. Будучи новатором
в поэзии, умелым «игроком» с элементами стиха. Прево не отгораживался от
жизни.
Распространена была в Европе и «конкретная поэзия». Конкретисты (А.
Хинли, Э. Морган, Л. Фанивал) предлагали создать систему синтаксиса знаков
нового синтаксиса, предлагали стихотворение из 2-3-х слов многократно
повторенных.
В 50-70-е гг. во французской литературе была распространена практика
«нового романа» («антиромана»). Писатели «нового романа» провозгласили
технику традиционной повествовательной прозы исчерпанной и предприняли
попытку выработать приемы бесфабульного, безгеройного повествования т.е.
романа без сюжета, без интриги, без истории жизни героев и т. п.
«Неоромантисты» исходили из того, что само понятие личности тоже устарело,
поэтому писать есть смысл только о предметах или каких то- массовых
явлениях или мыслях без конкретного сюжета и без характеров действующих лиц
(«вещизм» у А. роб Грийе, «магма подсознания» у Н. Саррот). В ряде случаев
представители этого направления отступали от своих принципов, и их
произведения получали содержательное наполнение («изменение « Бютора, «Вы
слышите их?» Натали Саррот и др.) Их исследователи «нового романа» зашли в
тупик писательской технологии (Ф. Соллерс, Ж. Рикарду).
Литература 2-й половины ХХв. Была представлена произведениями
критического реализма, неоромантизма, новым реализмом. Фантастической
литературой и т. д. Каждая литературная держава (Франция, Англия, США,
ФРГ) развивалась особо, поднимая в литературе животрепещущие проблемы,
характерные для нее (в США- проблема негров, в ФРГ – проблема ноефашизма, в
Англии – антиколониальные идеи и т.д.) но были общие моменты, связанные с
общеисторическими явлениями молодежного движения 60-х годов, прокатившегося
по всем странам, угрозы ядерной войны, связанной с гонкой вооружений, и
распостранение пессимизма и неверие в прогресс.
Поэзией, принявшей на себя проблемы мира, стала поэзия «нового
реализма» 70-хг. (Франк венай, Пьер тильман, патрис Дельбур, Даниель Биг и
д.р.) В ней много конкретики, мало патетики, она крепко заземлена в
типичной ситуации. Ее герой – человек, находящийся в стрессовой ситуации,
болезненно реагирующий на любое прикосновение реальности.
Вы свели человеческую судьбу
К погоне за прибылью
За деньгами
За комфортабельной спячкой
Среди груды вещей
Заменивших Вам смысл жизни
У вас нет ничего
Вы заслужили крах который вас ожидает.
П. Тильман
«Новый реализм» поглащен предчувсвием угрозы, гибели человека
не под бомбами, а под вещами стандартизации души, утраты личного начала. Но
зачастую поэты не могут противопоставить натиску цивилизации ничего:
Во мне - одна пустота, я вижу
Пустые сны, живу на пустой желудок.
6
Целуюсь с пустой душой.
Мне хочется принять решение,
Но я подужду немного.
П. Тильман
Герой недоволен собой , но пассивен.
Тема одиночества, трагической судьбы молодого героя и бездуховности
современного буржуазного общества отражены в произведениях Генриха Белля
(«Глазами клоуна», 1963; Ганс Шнир в одиночку хочет сразится с политическим
клерикализмом Западной Германии, пытается отстоять свою независимость.
Преданный родителями и любимой женщиной, он оказывается без работы. Он не
идет на поклон к богатым родственникам, а идет на вокзальную площадь
просить милостыню. Шнир так выражает протест против респектабельных
родителей и преуспевающего общества.), в романе американского писателя
Джерома Селинжера «Над
пропастью во ржи» (1951). В романе нет ни одного слова о маккартизме. Но
атмосфера лжи, лицемерия окружает главного героя, 16-летнего американского
подростка Холдена Колфолда. Ему все осточертело. он поменял уже 4 школы,
где много непорядочных. Вороватых учеников, где директор школы лебезит
перед богатыми родителями и еле заметно здоровается с бедными. Колфильд –
нормальный подросток, он любит родителей, сестренку Фибби, но он не хочет
жить так, как живут все вокруг. Но как жить иначе. он не знает. Но ему
очень хочет уберечь маленьких ребятишек от пропасти, которые играют рядом с
ней во ржи.
Знаменитый фантаст Рей Бредбери тоже пессимистично смотрит в будущее.
Его общество будущего в романе «451 градус по Фаренгеуту» составляет
бездуховные, аргессивные люди, подчиненные власти вещей.
ТЕАТР
Франция.
В послевоенные годы французский театр развивался в русле
демократизации своей структуры. Впервые в стране создаются стационарные
театры в провинции – «драматические центры» – на средства государства и
местных органов власти.
Одним из лучших театров страны становится Национальный народный театр
благодаря приходу в него выдающегося режиссера и актера Жана Вилара в
1951г. в репертуар этого театра вошли пьесы мировой классики Корнеля,
Гюго, Мольера, Шекспира, Брехта и д.р. В труппе этого театра выступали
известные актеры: Жеррар Филипп, Мария казарес, Жорж Вильсон, Даниэль
Сорато и д.р.
В 60-70-е г. не без влияния идей драматургии Брехта во Франции
активно развивается политический театр.
Сейчас во Франции существует около 300 театральных групп,
существующих без государственной поддержки, которые, как правило,
объединяются на один сезон. Интересными постановками 80-х гг. были работы
режиссеров Жана Луи Барро, Арианы Мнушкиной («Театр солнца»), Роже
Планшона («Театр де ла сите» в пригороде Лиона), Патриса Шерро и др..
В начале 50-х годов во французском театральном искусстве заявило о
себе новое направление – искусство абсурда, преподнесенное как против
буржуазного мышления, обывательского здравого смысла. Его основоположниками
явились живущие во Франции драматурги – румын Эжен Ионеско и ирландец
Сэмюел Беккет. Пьесы драматургии абсурда («антипьесы») ставились во многих
театрах стран капитализма. Лишенные привычной логики и смысла спектакли
вызывали бурную реакцию зрительного зала и прессы. Мнения критиков резко
разошлись: одни провозглашали искусство абсурда возрождением и обновлением
театра, другие считали его деградацией театрального искусства. Вслед за
Ионеско и Беккетом приемами искусства абсурда стали пользоваться
драматурги А.Адамов, Ж.Жене (Франция),
7
Г. Пинтер и Г. Симсон (Англия) и др. Они не состояли в единой группе,
работали порознь, исчерпав новизну приемов неологизма, вскоре отошли от
принципов театра абсурда. Поздние пьесы самого Ионеско не вызывали больше
скандалов, и в феврале 1966г. его пьеса «Жажда и голод» была поставлена в
крупнейшем парижском театре «Комедии Франсез».
Искусство абсурда – это модернистическое течение, стремящееся создать
абсурдный мир, как отражение мира реального, для этого натуралистические
копии реальной жизни выстраивались хаотично без всякой связи.
В основу драматургии было положено разрушение драматического
материала. В пьесах нет локальной и исторической конкретности. Действие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14