Пётр Первый

Теоретик нашего монархизма Лев Тихомиров считает Петра гениальным

человеком. «Представляя себе все ошибки Петра Великого, я глубоко почитаю

его гений и нахожу, что он не в частностях, а по существу делал в свое

время именно то, что было нужно» (том 2, стр. 101).

Оставим частности. Посмотрим, что говорит тот же Тихомиров о

вещах более серьезных, чем частности. О реформе вообще:

«Петр стремился организовать самоуправление на шведский лад и с

полнейшим презрением к своему родному не воспользовался общинным бытом,

представлявшим все данные к самоуправлению ... Исключительный бюрократизм

разных видов и полное отстранение нации от всякого присутствия в

государственных делах делают из якобы «совершенных» петровских учреждений

нечто в высшей степени регрессивное, стоящее по идее и вредным последствиям

бесконечно ниже московских управительных учреждений» (Л. Тихомиров).

«Учреждения Петра были фатальны для России и были бы еще вреднее,

если бы оказались технически хороши. К счастью в том виде, в каком их

создал Петр, они оказались неспособными к сильному действию».

Гениальный преобразователь, учреждения которого оказались не

только никуда не годными, но даже и фатальными, — как это совместить? Даже

в мелочах? Не стоит говорить о мелких противоречиях: если учреждения

оказались фатальными, то совершенно очевидно, что они были способными к

«сильному действию», иначе бы никаких фатальных результатов не последовало.

Они действовали очень сильно и главным образом благодаря тому, что были как

раз по пути нарождавшейся дворянской диктатуре. Но Тихомиров идет и дальше:

«Монархия (при Петре. — И. С.) уцелела только благодаря народу,

продолжавшему считать законом не то, что приказал Петр, а то, что было в

умах и совести монархического сознания народа» (стр. 112).

Значит, если Петр в числе всего прочего не разрушил и монархии,

то и этот благополучный результат был достигнут только потому, что народ

отгородился в своем сознании и от приказов Петра и от его понимания

существа русской монархии. Согласитесь сами, что вопрос монархии уже никак

нельзя отнести к числу таких частностей, как кости таганрогских или

петербургских строителей или, как леса Воронежа и Прибалтики. Нельзя

считать частностью и вопрос о Церкви а тот же Тихомиров пишет:

«За первое десятилетие, после учреждения Синода, большая часть

русских епископов побывала в тюрьмах, была расстригаема, бита кнутом и

прочее. В истории Константинопольской церкви, после турецкого завоевания,

мы не находим ни одного периода такого разгрома епископов и такого

бесцеремонного отношения к церковному имуществу» (Том 2, стр. 111).

(Тихомиров прибавляет, что данные об этом петровском, не турецком, разгроме

он сам проверял по первоисточникам. — И.С.)

Ключевский сравнивает поведение 126 полков с худшими временами

Батыя. Тихомиров говорит, что греческой церкви при турках было лучше.

Ключевский говорит, что «под высоким покровительством сената казнокрадство

и взяточничество достигли размеров никогда небывалых прежде — разве только

после». Тихомиров говорит, что «монархия уцелела только благодаря народу и

вопреки Петру». Все историки, приводя «частности», перечисляют вопиющие

примеры безалаберности, бесхозяйственности, беспощадности, великого

разорения и весьма скромных успехов и в результате сложения бесконечных

минусов, грязи и крови получается портрет этакого «национального гения».

Думаю, что столь странного арифметического действия во всей мировой

литературе не было еще никогда. Заканчивая обзор петровских деяний,

Ключевский дает окончательный штрих:

«Созданные из другого склада понятия и нравов, новые учреждения

не находили себе сродной почвы в атмосфере произвола и насилия. Разбоями

низ отвечал на произвол верха: это была молчаливая круговая порука

беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния там. Внушительным

законодательным фасадом прикрывалась общее безнародье».

Петр оставил после себя выигранную Северную войну, расходы

которой не стоили «пяти Швеции», и оставил на целое столетие потерянные

возможности на юге (Прутский поход, сдача Азова и флота). Он оставил

разоренную страну, отвечавшую на произвол «и неслыханное дотоле воровство»

«птенцов гнезда петрова» «безрасчетным отчаянием и разбоем». Он — вопреки

Тихомирову — все-таки подорвал и монархию: вчерашняя уличная девка на

престоле была так же невозможна в Москве, как невозможно было дальнейшее

столетие порнократии. Он подорвал Церковь. Он подорвал престолонаследие. И

после всего этого историки говорят о «частных ошибках». Эти «частные

ошибки» мы с вами и расхлебываем до сих пор — третьим интернационалом,

террором и голодом, законными наследниками деяний великого Петра.

ПОБЕДИТЕЛИ В ПЕТРОВСКОЙ РЕФОРМЕ

Итак, если опереться на ряд частных и разрозненных показаний

наших историков, то вообще содержание всей петровской реформы можно уложить

в такую, примерно, формулировку:

Продолжено несколько более удачно техническое перевооружение

страны. Разгромлен весь правительственный аппарат Москвы, опиравшийся на

русское самоуправление, и заменен бюрократическим аппаратом инородцев.

Разгромлено патриаршество, замененное синодом.

Разгромлено купечество, замененное «кумпанствами».

Разгромлено крестьянство, попавшее в собственность дворянству.

Выиграло только дворянство: указом о единонаследии оно получило в

свое распоряжение государственную землю и государственное крестьянство;

указом о замещении престола оно получило в свое распоряжение престол.

Дворянство и является тем социальным слоем, который, во-первых, прятался за

судорожной тенью Петра и который, во-вторых, ставил этой тени литературные

и другие памятники.

Курсы русской истории оставляют эту сторону «переворота»

несколько в тени. Ключевский туманно упоминает, что «при Петре московское

дворянство должно было (? — И. С.) стать главным туземным орудием

реформы». П. Милюков уже в эмиграции («На чужой стороне» № X, Прага 1925

г.) проговаривается столь же туманно:

«С Петром нас связывает живое чувство родства и общности идей...

Сознательно или бессознательно, на стороне петровской реформы стояло,

конечно, большинство образованного класса, совпадавшего до середины XIX

века с классом дворянским» (подчеркнуто мною. И. Солоневич).

Милюков ставит знак равенства между образованным классом и

классом дворянским и снова делает передержку: дворянство и образованность,

действительно, были синонимами ОТ Петра ДО середины XIX века, когда в

дворянскую массу вклинились первые отряды «разночинцев». Но дворянство и

образованность не были синонимами ДО Петра. Носителями образованности ДО

Петра было и духовенство, и купечество. Духовенство вело, так сказать,

гуманитарную часть этой образованности; купечество — техническую.

Строгановы и Демидовы, строившие первые русские заводы, были, конечно,

представителями технической культуры. Купец Никитин, добравшийся до Индии и

написавший книгу о своем путешествии, не имел среди дворянства никаких

конкурентов. Купцы, организовавшие свои представительства и в Стокгольме, и

в Ганзейских городах, и в Лондоне, посылавшие своих приказчиков вплоть до

Китая и своих землепроходцев вплоть до Камчатки, играли у нас ту же роль,

какую в Западной Европе играли Васко-де-Гама, Магеллан, Колумб и прочие.

Реформы Петра означали, в частности, ликвидацию всей культуры русского

духовенства и русского купечества. Религиозная мысль России, придавленная

полупротестантским синодом, застряла на протестантском богословии и на

синодской канцелярщине, а купечество появилось на общественных подмостках

только в качестве героев Островского, пока Ленин не добил его окончательно.

Но московское купечество было носителем не только технических,

географических или коммерческих знаний: оно строило и русскую

художественную культуру. Советская «История СССР» (стр. 539) говорит:

«Памятниками купеческого строительства являются поразительные по

своей художественной цельности церкви Ярославля, Вологды, Устюга,

Сольвычегодска и прочее... Церковь Грузинской Божией Матери в Москве,

построенная купцом Скрипиным, Воскресенский монастырь, поразительный по

грандиозности и смелости замысла и по фантастическому разнообразию деталей,

Коломенский дворец — первая попытка применить к большой постройке чисто

народный стиль...»

Это все строила купеческая Русь. Она же организовывала русскую

иконопись — иконы рублевских и строгановских писем, которые современная

западноевропейская художественная критика считает высшим достижением

русской живописи вообще и за которые сейчас в Америке платят совершенно

сумасшедшие деньги. С Петром все это было кончено. Русский народный стиль

архитектуры так и погиб в петровских казармах. Русская живопись застряла на

два столетия, чтобы уже на наших глазах снова возникнуть в полотнах и

фресках Васнецова, Нестерова и Врубеля.

По русской национальной культуре Петр и его наследники прошли

батыевым нашествием — от этого нашествия русская культура не оправилась еще

и сейчас. И в основе всего этого лежит петровский указ о единонаследии.

Напомню еще и еще раз: в Московской Руси и мужик и дворянин были

равно обязанными слоями: «крепостной человек служил своему помещику, —

говорит академик Шмурло. — с тем, чтобы дать ему возможность отправлять

службу, так что — перестанет служить помещик, должны быть освобождены от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать