Пётр Первый

принципиальному подчинению всего русского всему иностранному. «Философия»

Петра — поскольку можно говорить о его философии — была взята напрокат у

Лейбница, который, шатаясь по дворам немецких владетельных князьков,

снабжал — за сравнительно небольшие деньги — государственной мудростью

владыку варварской России. Административная система была вся списана со

Швеции, откуда, — за уже гораздо большие деньги — приглашались инспецы-

инструктора, ни слова не говорившие по-русски и о русских отношениях не

имевшие уже абсолютно никакого понятия. В военной администрации —

победитель шведов Шереметьев был выброшен вон во имя побежденного

перебежчика Шлиппенбаха — о де Круа я уже не говорю. Церковное управление

было перестроено по протестантскому образцу.

А. Павлов в своем «Курсе русского церковного права» говорит

прямо:

«Взгляд Петра Великого на Церковь... образовался под влиянием

протестантской канонической системы...» Была даже введена и инквизиция, из

которой, впрочем, ничего не вышло. Резали полы кафтанов, вырывали «с

кровью» бороды, закрывали бани — вообще, объявили войну всем внутренним и

внешним национальным признакам России. Россия была объявлена «вторым

сортом», — первым были Шлиппенбахи, де Круа, Лефорты, Остерманы и вообще

«Европа». Русское национальное сознание было принижено так, как при Батые и

при Ленине.

Как могла произойти эта измена, нации и как она могла

продержаться до наших дней?

Петр не только «прорубил окно в Европу», он также продавил дыру в

русском общенациональном фронте. Дворянство устремилось в эту дыру,

захватило власть над страной, и, конечно, для него было необходимо отделить

себя от страны не только политическими и экономическими привилегиями, но и

всем культурным обликом: мы — победители, не такие, как вы — побежденные.

Сама идея захвата власти была взята с Запада. Недаром при Петре

появляется совершенно новый для Руси термин: благородное шляхетство. И если

на западе «шляхта» была отделена от «быдла» целой коллекцией самых

разнообразных культурно-бытовых «пропастей» — то такие же пропасти надо

было вырыть между победителями и побежденными новой после-петровской

России. Если вместо прежнего поместного владельца и тяглого крестьянина, на

разных служебных ступенях несущих одинаковую государственную службу,

возникли шляхтичи, с одной стороны, и раб — с другой стороны, то логически

было необходимо отделить шляхтича от раба всеми технически доступными

способами и внешнего и внутреннего отличия. Нужно было создать иной костюм,

иные развлечения, иное миросозерцание и по мере возможности даже и иной

язык. Всякая общность, и внутренняя, и внешняя, затрудняла бы реализацию

новых отношений. Дворянская фуражка с красным околышем, которую мне

случалось видеть даже и в эмиграции была в последние десятилетия последним

остатком петровских завоеваний. Все потеряно: поместья, чины, молодость и

Россия; сидит человек на церковной паперти и продает газеты. Человек совсем

уже стар и не совсем все-таки трезв. Его коммерческое предприятие очень уже

похоже на подаяние: покупатели норовят не взять мелкой сдачи, купить

ненужную газету: жалко старичка. Но на дворянской голове красуется, все-

таки, дворянская фуражка: последнее, самое последнее, что еще осталось от

прекрасных дней диктатуры его сословия.

Пример этого старичка, впрочем, не совсем исчерпывает дворянскую

проблему сегодняшнего дня: есть еще в эмиграции собрания дворян тамбовской,

а также и прочих губерний. Есть и другие вещи: мой добрый приятель, русский

юноша необычайной одаренности, носивший очень известное в эмиграции имя —

вообще, «жених, что надо» — получил отказ ввиду его недворянского

происхождения. Семья проектировавшейся невесты сидела уже давно «на дне»,

не на таком, как старичок с газетами, но очень близко к газетам: мелкое и

неумелое ремесло, подаяние эмигрантских организаций, и не было даже надежды

на переворот, который возвратит потерянные именья, — обычная и единственная

надежда этого слоя людей, — ибо имений не было уже и в России. Но

дворянское классовое сознание мощно подавляло все очевидности нынешнего и

будущего «экономического» бытия...

Это происходило в эмиграции и почти в середине XX века. Можно

себе представить, что происходило в Тамбовской губернии и в середине

восемнадцатого века. Петр, с его «окном в Европу» и в шляхетство, свалился

как манна небесная, на одержимое похотью власти дворянское сословие. Едва

ли можно предполагать, что дворянство сразу сообразило все вытекающие из

Петра последствия: «великий преобразователь», как и все русские цари,

дворянство недолюбливал очень сильно и считал его сословием лодырей и

тунеядцев. Но он не соображал, что именно он делал, и дворянство едва ли

сразу сообразило, какие из всего этого могут проистечь выгоды. Перед самой

смертью Петр начал, наконец, по-видимому, что-то, все-таки, соображать —

отсюда, кроме болезни, и отчаянное настроение преобразователя. К этому же

моменту сообразило обстановку и дворянство: прежде всего надо убрать

монархию. Все остальное пошло, более или менее, автоматически. Вам нужен

иной костюм, чтобы даже по внешности отгородиться от раба, — вот вам

голландский кафтан с чужого плеча. Вам нужны иные развлечения — вот вам

ассамблеи. Вам нужно иное мировоззрение — вот вам Лейбниц, Пуфендорф,

Шеллинг и Гегель. Вам нужен иной язык — вот, вам, пожалуйста, раньше

голландский, а потом французский. Вам нужно иное искусство — вот вам,

пожалуйста, Растрелли, вместо Рублева, и Ватто — вместо иконописи.

Я этим не хочу сказать, что Лейбниц, ассамблеи, французский язык,

Растрелли или Ватто плохи сами по себе: Лейбниц, говорят, истинно великий

философ, французский язык — очень богатый язык, и Растрелли, конечно,

выдающийся зодчий. Но все дело в том, что ни Лейбниц, ни Растрелли, ни все

прочие были для России совершенно не нужны, и что они были использованы

только для стройки проволочных заграждений между «первенствующим сословием»

и всеми теми, кто остался вне первенствующих рядов. Пресловутая «пропасть

между народом и интеллигенцией» была вырыта именно на этом участке: мужик

молился на иконы рублевских писем и считал Ватто барским баловством — и

был, конечно, совершенно прав. Мужик верил и верит и в Бога и в Россию, а

не в Лейбница и Гегеля и тоже, конечно, совершенно прав. Сейчас это можно

констатировать с абсолютной очевидностью: когда России пришлось плохо, то

даже Сталин ухватился не за Гегеля и Маркса, а за Церковь, за Святую Русь,

и даже за Святого Благоверного Князя Александра Невского. Вот они и

вывезли.

Потери русской культуры были чудовищны. Подсчитать их мы не

сможем никогда. В стройке национальной культуры наступил двухвековой

застой. То, что было создано дворянством — оказалось в большинстве случаев

народу и ненужным, и чуждым. Но, — как и при всех революциях в мире — мы

видим то, что осталось, ТО, что все-таки выросло, и не видим ТОГО, что

погибло. Мы видим Ломоносовых, которым удалось проскочить, видим Шевченко

или Кольцова, которые проскочили изуродованными, и мы не видим и не можем

видеть тех, кто так и не смог проскочить. Мы видим растреллиевские дворцы,

но тот русский стиль зодчества, который в Московской Руси дал такие

«поразительные» образцы, заглох и до сего времени. Заглохла русская

иконопись. (Не забудем, что по тем временам почти вся живопись была

иконописью: и Рафаэль, и да-Винчи, и Микель Анджело были прежде всего

иконописцами. — И.С.)

Заглох русский бытовой роман — даже русский язык стал глохнуть,

ибо тот образованный слой, который должен был создавать русскую

литературную речь, лет полтораста не только говорил, но и думал по-

французски. Заглохло великолепное ремесло Московской Руси, заглохла даже и

петровская промышленность с тем, чтобы двести лет спустя появиться вновь и

вновь — на базе ликвидации мужика, как класса, на базе превращения его в

раба... Боюсь, что сталинская крепостная промышленность удержится еще

меньше, чем крепостная петровская...

Рецепция, принятие иностранной культуры, была необходима не для

того, чтобы поднять или спасти Россию — она в этом не нуждалась, — а для

того, чтобы дворянство могло отгородиться от всех носителей русской

культуры: от купечества, духовенства и крестьянства. Оно и отгородилось. И

уже совсем погибая, переживая последние дни своей политической и еще больше

экономической гегемонии, находясь, «как класс», в совсем предсмертных

конвульсиях, оно, сознательно или бессознательно, все еще старается

напялить на нас немецкий кафтан. И в этом отношении ленинский Маркс только

повторяет петровского Лейбница.

ВЫВОДЫ

Вот вам фактическая сводка того, что было совершено Великим

Петром и чем Россия заплатила за эти свершения. Я — не историк. Я не

производил никаких новых архивных изысканий, не оперировал неизвестными — и

поэтому спорными — историческими материалами. Я более или менее суммировал

только те данные, которые имеются во всех элементарных курсах русской

истории, которые поэтому могут считаться и общеизвестными и бесспорными. Я

совершенно искренне убежден, что из этих общеизвестных и бесспорных фактов

я сделал правильные — логически неизбежные — общие выводы. И что,

следовательно, те выводы, которые делали наши историки — за исключением в

некоторой степени Милюкова, — являются нелогичными выводами. Хорошо понимаю

всю смелость такого заключения. Тем более, что настоящие трудности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать