Пётр Первый

покончила Москва, а не Петр. Швеция была только соперником в борьбе за

балтийские колонии, которые нам, конечно, были нужны, хотя и не как

колонии, а как выход к морю. Тот же Ключевский, повторяя пушкинский мотив

«бездны», сам же пишет: «война 1654 — 1667 года (Русско-Польская. — И. С.)

окончательно определила господствующее положение русского государства в

восточной Европе и с нее же начинается политический упадок Польши». Где же

здесь бездна и уж тем более «край бездны»? Еще лучше были дела на Востоке.

Правда, Нерчинский договор (1689) остановил русскую экспансию на берегах

Амура, но это была только остановка в наступлении, а никак не неудача.

Именно при Алексее Михайловиче Грузия пыталась отдаться под протекторат

России (царь Темураз), чего люди никак не делают по отношению к

государствам, стоящим «на краю бездны». Был ли внутренний край бездны? При

Алексее Михайловиче были бунты — так они были и при Петре, и при Екатерине,

и при Николае Втором и — уже в неслыханных масштабах — при Ленине-Сталине.

Чиновничество крало при Алексее Михайловиче? Так оно — в неизмеримо больших

масштабах по свидетельству тех же Соловьевых и Ключевских, крало и при

Петре — такого чиновничества, которое не крадет, нет и не было вообще нигде

в мире. П. Милюков в своих знаменитых «Очерках русской культуры» очень

сладострастно останавливается над отсутствием национального самосознания в

Москве и совсем забывает о том, что данная эпоха формулировала национальное

сознание почти исключительно в религиозных терминах. Идея Москвы-Третьего

Рима — может показаться чрезмерной, может показаться и высокомерной, но об

отсутствии национального самосознания она не говорит никак. Совершенно

нелепа та теория отсутствия гражданственности в Московской Руси, о которой

говорят все историки, кажется, все без исключения. Мысль о том, что

московский царь может по своему произволу переменить религию своих

подданных показалась бы москвичам совершенно идиотской мыслью. Но эта —

идиотская для москвичей, мысль, была вполне приемлемой для тогдашнего

Запада. Вестфальский мир, закончивший Тридцатилетнюю войну, установил

знаменитое правило quius regio, ejus religio, — чья власть, того и вера:

государь властвует также и над религией своих подданных; он католик — и они

должны, быть католиками. Он переходит в протестантизм — должны перейти и

они. Московский царь, по Ключевскому, имел власть над людьми, но не имел

власти над традицией, то есть над неписаной конституцией Москвы. Так где же

было больше гражданственности: в quius regio, — или в тех москвичах,

которые ликвидировали Лжедимитрия за нарушение московской традиции? Не

забудем еще о том, что Алексей Михайлович закрепил крестьянское

самоуправление, над которым столько поработал еще и Грозный, создал почти

постоянную работу Земских Соборов — изумительную по своей гармоничности и

работоспособности русскую «конституцию», что при Алексее Михайловиче были

построены первые русские корабли и заведены первые русские театры, газета и

прочее. Где же бездна? И от чего Россию, собственно, надо было спасать?

Разве от коров, лошадей и овец, которые за время Алексея Михайловича успел

накопить московский мужик, а также и от тех реальных экономических свобод,

какие успело закрепить за ним варварское московское правительство? В

результате петровской реформы эти коровы и эти свободы перешли к помещику:

вот тот элемент, который, действительно, до Петра стоял на краю бездны. Он

и был спасен — до октября 1917 года...

ВОЕННЫЙ ГЕНИЙ

Итак, усилиями поколений историков был создан фундамент

петровской легенды. Первое: Россия была очень плоха. Второе: Россию надо

было спасать. Третье: Петр, при всех его увлечениях и безобразиях, Россию

все-таки спас. Признание всяческой гениальности Петра является при этой

стройке совершеннейшей логической неизбежностью — вот это был гениальный

хирург! И поскольку «спасение России» было в основном достигнуто методом

войны, такой же логической неизбежностью является признание военного гения.

В вопросе о военной гениальности Петра согласны все историки, несмотря на

то, что все они приводят ряд совершенно очевидных фактов, свидетельствующих

о полнейшей военной бездарности «великого полководца». Я опять возьму за

пуговицу Ключевского.

Начало Северной войны он определяет так: «Редкая война даже

Россию заставала так врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена».

А конец войны: «Упадок платежных и нравственных (подчеркнуто

мною. — И. С.) сил народа едва ли окупился бы, если бы Петр завоевал не

только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже пять Швеции».

Вот вам, значит, общая характеристика и начала и результата

войны: согласитесь сами, что о большой военной гениальности она не

свидетельствует. Если перейти к частным характеристикам отдельных, решающих

моментов петровской военной деятельности то в них мы, между всем остальным,

отметим, в качестве постоянных спутников петровской военной деятельности —

два качества Петра — бестолковость и трусость.

В августе 1689 года юный Петр — ему тогда было 17 лет — получает

в Преображенском известие о заговоре Софии. Сообщение об этой опасности

(«реальной или воображаемой» — оговаривается П. Милюков) приводит Петра в

состояние полной паники. Петр, полуодетый, скачет в Троицкий монастырь.

Академик Шмурло пишет:

«Прискакав туда, физически измученный, нравственно потрясенный

пережитыми волнениями, царь бросается на кровать настоятеля и, разразившись

рыданиями, умоляет игумена оказать ему помощь и защиту». В нашей

историографии довольно прочно утвердилось мнение, что именно этот перепуг

положил начало той эпилепсии, которая потом всю жизнь не оставляла Петра.

Не будем подробно разбирать вопроса о том, была ли опасность

действительной, Петр принял ее за действительную. Она была воображаемой, и

это показал первый же день едва ли существовавшего заговора Софии: она

осталась в полнейшем одиночестве. Устраивать еще одно междуцарствие — в

Москве не захотел никто.

Семнадцатилетние юноши, в особенности русские, очень редко входят

в состав того «робкого десятка», в который так стремительно въехал Петр. В

нашу милую социалистическую эпоху миллионы юношей, а также даже и девушек

стаивали перед столь действительной опасностью, как чекистский наган, —

стаивал и я, стаивал и мой сын, — тоже в возрасте 17-ти лет, таких случаев

были миллионы и миллионы. Однако, люди не «разражались рыданиями», не

впадали в истерику и не приобретали эпилепсии. Если бы все мы были такими

же храбрецами, каким был Петр, то ни в России, ни в эмиграции здоровых

людей давно бы уж не осталось.

Этим первым перепугом можно, вероятно, объяснить многое в личной

политике Петра: и зверское подавление стрелецкого мятежа, и

собственноручные казни, (Не следует, впрочем, преувеличивать размаха этих

казней: всего выло казнено 1200 человек. Западная Европа, в аналогичных

случаях, отправляла на тот свет десятки тысяч. Петр, де, предчувствовал

поражение и уехал для подготовки. дальнейших мероприятий. В штабных

реляциях маршевых войн для таких случаев была принята несколько иная

формулировках «отступили на заранее подготовленные позиции». Объяснение не

выдерживает самой поверхностной критики. Поражение было возможно, но никак

не необходимо: тот же Ключевский пишет, что «победа шведов была ежеминутно

на волосок от беды»... и что «победитель так боялся своих побежденных, что

за ночь поспешил навести новый мост.., чтобы помочь им поскорее убраться...

Петр уехал из лагеря накануне боя, чтобы не стеснять главнокомандующего-

иноземца, и тот, действительно, не стеснялся: первый отдался в плен и увлек

за собой и остальных иноземных командиров...» — И.С.) и Преображенский

приказ, и вечный панический страх Петра перед заговорами. Иван Грозный,

который, при всей своей свирепости, был все-таки честнее Петра, признавался

прямо, что после восстания 1547 года, истребившего фамилию Глинских, он

струсил на всю жизнь: «и от сего вниде страх в душу мою и трепет в кости

мои». Застенки Грозного в такой же степени определялись страхом, как и

застенки Петра. Но Петровский перепуг имел и некоторые военные последствия.

Вспомним Нарву. Петр, которому было уже не семнадцать лет, и

который был уже взрослым человеком — ему было 28 лет, повел свою

тридцатипятитысячную армию к Нарве. «Стратегических путей не было, по

грязным осенним дорогам не могли подвезти ни снарядов, ни продовольствия...

Пушки оказались негодными, да и те скоро перестали стрелять из-за недостака

снарядов...» (Ключевский).

Узнав о приближении восемнадцатилетнего мальчишки Карла с восемью

тысячами, Петр повторяет свой, уже испытанный прием: покидает нарвскую

армию, как одиннадцать лет тому назад покинул свои потешные войска, — а

потешных у него по, тем временам бывало до тридцати тысяч, София же

сконцентрировала против них триста стрельцов. Историки объясняют бегство

Петра его гениальной предусмотрительностью:

Почему, собственно, попал в главнокомандующие этот иноземец, граф

де Круа, мелкий проходимец, служивший «в семи ордах семи царям», и нигде и

ничем себя не проявивший? Впоследствии он помер в долговой тюрьме в Ревеле,

и его тело, за неплатеж долгов, было, по милому обычаю того времени,

выставлено на показ... Почему не был назначен Головин? Почему не был

назначен Шереметьев? Вероятно, просто потому, что в момент переполоха

подвернулся именно Круа. И, наконец, если Петр, видя неустройство своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать