Пётр Первый

Устроив свой штаб так, как устраивается всякий генеральный штаб,

— подальше от неприятельских позиций, дворянство в течение пятидесяти лет

полностью наверстывает все: и свою так долго неутоленную похоть власти над

родной страной, и годы своих бранных лишений и военного тягла, и, наконец,

свой рабовладельческий голод. Монархия в России перестала существовать. То,

что утвердилось в послепетровскую эпоху, до Павла I, до Александра I или

Николая I — не было монархией. Красной Площади не было. Не было и народа,

который мог бы хотя бы «безмолвствовать». Центр власти был недосягаем и

недостижим, но все нити управления у этого центра остались. Аппарат был в

его руках. Петр, тоже, конечно, вовсе не соображая, что он делает,

разгромил строй московский — управительную машину и создал свою — новую —

вот, те 126 военно-полицейских команд, от которых, по Ключевскому, России

пришлось похуже, чем от Батыя. В этот аппарат были насильственно всажены

обязательные иностранцы. Этот аппарат был пронизан неслыханным дотоле

шпионажем, сыском и соглядатайством. Земский строй был разрушен дотла.

Табель о ранге создал бюрократию — слой людей, «связанных только интересами

чинопроизводства. Петр создал для будущей дворянской диктатуры во-первых,

великолепную и недосягаемую для страны «операционную базу» и, во-вторых,

оторванный от страны и от ее интересов аппарат вооруженного принуждения.

Дворянству только и оставалось: не допустить восстановления монархии, чего

оно и достигло. Во всяком случае, до Николая I, который в первый раз за сто

лет показал вооруженным рабовладельцам декабризма железную руку и ежовые

рукавицы самодержавия. Но справиться с этими рабовладельцами не смог даже и

он.

Дело Петра удержалось потому, что он, разгромив традицию,

опустошив столицу и разорив страну, помер, предоставив полнейший простор

«классовой борьбе» в самом марксистском смысле этого слова. И военный

дворянский слой, самый сильный в эту эпоху непрерывных войн, сразу сел на

шею всем остальным людям страны: подчинил себе Церковь, согнул в бараний

рог купечество, поработил крестьянство и сам отказался от каких бы то ни

было общенациональных долгов, тягот и обязанностей. Дворянство зажило во

всю свою сласть.

С этой точки зрения — помимо всех прочих — объясняется и полный

провал петровского «парниково-казенного воспитания промышленности».

Послепетровские мамаши говорили: «Зачем дворянству география?» География не

нужна была: можно было нанять извозчика, он географию должен был знать. Но

не была нужна и промышленность. Все, что нужно для веселой жизни, включая

Растрелли и Рубенсов, можно получить в готовом виде и за крепостные деньги.

Историки и исторические романисты описывают тот «вихрь наслаждений» —

пиров, балов, зрелищ и пьянства, в который бросилось освобожденное от

чувства долга и от необходимости работать дворянство. Дворянству, если и

был нужен чугун, так только для пушек. Все остальное поставлял «Лондон

щепетильный» и вообще всякие дошлые иностранцы за готовенькие русские

денежки. Денежки же поставлял мужик. Для мужика же были нужны не чугунные,

а ременные изделия. И все было очень хорошо. И во главе всего этого стоял

петровский «парадиз», на который можно было положиться: уж он постарается

не выдать, ибо, если выдаст он, то и ему придется плохо. Петербург —

чиновный, дворянский Петербург — старался не выдать — до февраля 1917 года.

Пришлось плохо и ему, и дворянству, но пришлось плохо и стране.

Вся русская историография написана дворянами. Я совсем не хочу

утверждать, что Соловьев или Ключевский сознательно перевирали

действительность во имя сознательно понятых кастовых интересов. Все это

делается проще. Человек рождается в данной обстановке. Она ему близка и

мила. Она ему родная. Ему мил выкопанный крепостными руками дедовский пруд,

построенная теми же руками дедовская усадьба, воспи-тайные на том же труде

семейные предания и традиции, весь тот круг мыслей, чувства, даже ощущений,

который так блестяще рисовал Лей Толстой. Но ведь Лев Толстой как-никак был

гением — что же требовать от более средних людей? Толстой сам признавался,

что ему дорог, близок и мил только аристократический круг. И даже Стива

Облонский, совершеннейший обормот и прохвост, описан так, что вы невольно

заражаетесь толстовской симпатией. А когда дело доходит до мужика, — то

появляется какой-то Каратаев, которого никогда ни в природе, ни в истории

не существовало, мужик, который о крепостном праве и слыхом не слыхал, —

этакое мягкое и пухлое изголовье для сладких дворянских сновидений о

минувшем прошлом. Не мог же Толстой не понимать, что Каратаев — это

бессмыслица, как не мог же Пушкин не понимать, что в Пугачевском восстании

что-что, а смысл все-таки был; смысл этот был вынужден признать и

Ключевский, и Тихомиров, и даже Катков. А вот для Пушкина это был просто

«бессмысленный бунт». «Бессмысленный и беспощадный» — и больше ничего.

Соловьев — кит нашей историографии, с которого списывали все

остальные историки, сравнивал петровский перелом с «бурей, очищающей

воздух», затхлая, де, атмосфера Московской Руси сменилась освежающим

воздухом Петербурга. Освежение? Это Остерман и Бирон, Миних и Пален —

освежение? Цареубийства, сменяющиеся узурпацией, и узурпации, сменяющиеся

цареубийствами, — это тоже «освежение»? Освежением является полное

порабощение крестьянской массы и обращение ее в двуногий скот? Освежением

является превращение служилого слоя воинов в паразитарную касту

рабовладельцев? Соловьев пишет:

«Преобразования успешно производятся Петрами Великими, но беда,

если за них принимаются Александры Вторые»...

А почему, собственно, беда? В результате петровских

«преобразований» подавляющее большинство населения страны было лишено

всяких человеческих прав. В результате реформы Александра Второго оно эти

права, все-таки, получило. После Петра Россия пережила почти столетие

публичного дома. После Александра Второго мы переживали свой золотой век и

в культуре, и в экономике. Так почему же беда? Ответа на этот вопрос вы не

найдете ни у Пушкина, ни у Толстого, ни у Соловьева, а это были первые люди

своего слоя. Что же говорить об его большинстве? О том большинстве, которое

на постах предводителей дворянства решало уездные дела, на постах

гвардейских офицеров — столичные дела и, стоя во главе колоссального и

боеспособного народа, ухитрялось временами устанавливать свою диктатуру

почти над всей континентальной Европой? Но что выигрывал от этого народ?

Ключевский отвечает своей знаменитой фразой: «государство пухло, а народ

хирел», — фраза неверная, по самому своему существу: народ «хирел» вовсе не

вследствие «распухания государства». В середине XIX века крепостное

крестьянство начало, наконец, физически вымирать от избытка работы и

нехватки питания. И в то же время начало вымирать и дворянство: от

отсутствия работы и избытка питания. Но дворянство, с «естественным

сословным эгоизмом» (Ключевский) крепко держалось за свои паразитарные

права. Что есть «естественный эгоизм»? Является ли право на самоубийство

требованием «естественного эгоизма»?

Во всяком случае, та группа историков, которая выросла и

воспиталась в дворянских гнездах, не могла не вспоминать с благодарностью

имя человека, который стоял у истоков дворянского благополучия. Разумеется,

не все дворянство, не все сто процентов стояли на столь выдержанной

классовой точке зрения. Но, покидая ее, они переходили на другую и тоже

классовую точку зрения — революционную. Именно здесь заключается разгадка

того странного явления, что канонизация Петра характерна и для реакции, и

для революции. И если вы внимательно всмотритесь в методы и реакции, и

революции, то за прикрытием всяких пышных слов, за всякого рода

идеологическими вывесками, предназначенными для простачков, вы найдете

единую линию поведения.

Французская поговорка говорит: «Противоположности сходятся».

Реакция и революция есть по существу одно и то же: и одна и

другая отбрасывают назад, иногда отбрасывают окончательно, как окончательно

выбросила французский народ французская революция. И реакция, и революция

есть, прежде всего, насилие, направленное против органического роста

страны. Совершенно естественно, что методы насилия остаются одними и теми

же: Преображенский приказ и ОГПУ, посессионные крестьяне и концентрационные

лагеря, те воры, которых Петр приказывал собирать побольше, чтобы иметь

гребцов для галер, и советский закон от 8 августа 1931 года, вербовавший

рабов для концентрационных строек; безбожники товарища Ярославского, и

всепьяннейший синод Петра, ладожский канал Петра (единственный законченный

из шести начатых) и Беломорско-Балтийский канал Сталина, сталинские

хлебозаготовители, и 126 петровских полков, табель о рангах у Петра и

партийная книжка у Сталина, — голод, нищета, произвол сверху и разбой

снизу. И та же, по Марксу, «неуязвимая» Россия — «неуязвимая» и при Петре,

и при Сталине, которая чудовищными жертвами оплачивает бездарность гениев и

трусость вождей. Все это, собственно говоря, одно и то же. Здесь

удивительно не только сходство. Здесь удивительно то, как через двести лет

могли повториться те же цели, те же методы, и — боюсь — те же результаты. И

мы, современники гениальнейшего, можем оценить Петра не только по страницам

Ключевского и Соловьева, а и по воспоминаниям собственной шкуры. Это, может

быть, не так научно. Но это нагляднее. Как нагляден был портрет Петра

Первого, висевший в кабинете Сталина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать