Оценка стоимости

1.     Анализ финансовой отчётности

Основными документами для анализа финансовой отчетности предприятия в целях оценки являются балансовый отчет и отчет о финансовых результатах и их использовании. Для целей оценки действующего предприятия желательно наличие этих документов за последние три года. Оценщику также необходимо указать в отчете, прошли ли указанные финансовые отчеты аудиторскую проверку.

При анализе финансовых отчетов предприятия оценщик должен в обязательном порядке провести их нормализацию, т.е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременные статьи, как баланса, так и отчета о финансовых результатах и их использовании, которые не носили регулярного характера в прошлой деятельности предприятия и вряд ли будут повторяться в следующем.

Примерами чрезвычайных и единовременных статей могут быть следующие:

•               доходы или убытки от продажи активов, особенно в тех случаях, когда компания не может постоянно продавать такие активы;

•               доходы или убытки от продажи части предприятия;

•               поступления по различным видам страхования;

•               поступления от удовлетворения судебных исков;

•               последствия забастовок или длительных перерывов в работе;

•               последствия аномальных колебаний цен.

Оценщик может провести трансформацию бухгалтерской отчетности, год которой понимается перевод ее на общепринятые стандарты бухгалтерского учета (западные). Данная операция при оценке не является обязательной, но желательна.

2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована

Данный этап фактически подразумевает выбор периода текущей производственной деятельности, результаты которой будут капитализированы.

Оценщик может выбирать между несколькими вариантами:

•  прибыль последнего отчетного года;

•  прибыль первого прогнозного года;

•  средняя величина прибыли за несколько последних отчетных лет.

В качестве капитализируемой величины может выступать либо чистая прибыль после уплаты налогов, либо прибыль до уплаты налогов, либо величина денежного потока.

В большинстве случаев на практике в качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчетного года.

3. Расчет ставки капитализации

Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки
дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли
или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно для одного и того же предприятия ставке капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.

С математической точки зрения ставка капитализации - это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости.

Итак, чтобы определить адекватную ставку капитализации, нужно сначала рассчитать соответствующую ставку дисконта, используя следующие возможные методики. Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются:

•  модель оценки капитальных активов;

•  метод кумулятивного построения;

•  модель средневзвешенной стоимости капитала.

Кумулятивный подход имеет определенное сходство с САРМ (модель оценки капитальных активов). В обоих случаях за базу расчетов берется ставка дохода по безрисковым ценным бумагам, к которой прибавляется дополнительный доход, связанный с риском инвестирования в данный вид ценных бумаг. Затем вносятся поправки (в сторону увеличения или уменьшения) на действие количественных и качественных факторов риска, связанных со спецификой данной компании.

Приведенные ниже данные позволяют получить представление о зависимости между величиной ставок дохода и уровнем риска, связанного с теми или иными инвестициями. Расчет стоимости собственного капитала согласно кумулятивному подходу проводится в два этапа:

• определение соответствующей безрисковой ставки дохода;

 •оценка величины соответствующей премии за риск инвестирование в данную компанию.

При известной ставке дисконта ставка капитализации определяется в общем виде по следующей формуле:

R=d-g, где

R - ставка капитализации;

d - ставка дисконта;

g - долгосрочные темпы роста прибыли или денежного потока.

Последние этапы применения метода капитализации прибыли представляют собой несложные операции.

Предварительная величина стоимости рассчитывается по формуле:

I:R=V

Для проведения поправок на нефункционирующие активы требуется оценка их рыночной стоимости в соответствии с принятыми методами для конкретного вида активов (недвижимость, машины и оборудование и т.д.).


Метод дисконтированных будущих денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков существенно отличаются от текущих, можно обоснованно определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положительными величинами для большинства прогнозных лет, ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной.

Применение методов доходного подхода наиболее обосновано для предприятий, имеющих определенную историю прибыльной хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития и мало применимы для оценки недействующих предприятий или предприятий, терпящих систематические убытки, т.к. рыночная стоимость в этом случае будет отрицательной величиной.

1.4 Оценка стоимости бизнеса на основе сравнительного подхода

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

В рамках данного подхода используются далее описанные методы оценки.

Метод рынка капитала, который базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность.

Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения целых аналогичных предприятий либо контрольных пакетов. Метод определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием.

Метод отраслевых соотношений основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Практика применения подхода компании-аналога предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.

Начальный этап - получение финансовой отчетности оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность репрезентативного периода в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование - он должен охватывать период деятельности предприятия, чтобы: выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции. Как правило, продолжительность анализируемого периода от 2 до 5 лет. Следующий этап - трансформация, нормализация финансовой отчетности оцениваемой компании и ее анализ. Именно в трансформированной форме имеется финансовая информация по компаниям, которые могут выступать в качестве сопоставимых. Поиск и подбор сопоставимых компаний - ключевой момент при использовании данного подхода. Выбор действительно сопоставимых компаний является одним из наиболее сложных этапов в применении этого метода. При выборе компаний по указанным критериям важным является наличие финансовой отчётности отобранных компаний. Обычно в качестве компаний, используемых для составления с оцениваемой, предпочтительнее использовать данные по национальному рынку. Но в случае отсутствия данных или их недостаточного количества поиск необходимо проводить в глобальном масштабе.

  В результате рассмотренных выше подходов оценки стоимости бизнеса можно выявить преимущества и недостатки методов оценки (табл. 1).


Таблица 1


Подход

Преимущества

Недостатки

Затратный

*Учитывает влияние производственно - хозяйственных факторов на изменение стоимости активов.

* Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов.

* Обоснованность результатов, т.к. расчеты опираются на финансовые и учетные документы

* Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия.

*Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки.

* Не учитывает перспективы развития предприятия.

*Статичен.

*Не учитывает риски.

* Отражает прошлую стоимость.

Доходный

* Учитывает будущие изменения доходов, расходов.

* Учитывает уровень риска (через ставку дисконта).

* Учитывает интересы Инвестора.

* Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.

* Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения.

* Не учитывает конъюнктуру рынка.

* Трудоемкость расчетов

Рыночный

* Базируется на реальных рыночных данных.

* Отражает существующую практику продаж и покупок.

* Учитывает влияние отраслевых (региональных) факторов на цену акций предприятия.

*Не достаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия.

*В расчет принимается только ретроспективная информация.

* Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию.

* Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать