Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

Бег 1000м (сек). Тест позволяет оценить выносливость. Бег выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера до десятых долей секунды. Для учащихся начальных классов допускается прохождение дистанции при чередовании бега или ходьбы.


II.2.4. Мониторинг функционального состояния организма

Ортостатическая проба

Многократно подсчитывается пульс ( по возможности и артериальное давление) до получения стабильного результата в положении стоя и в положении лёжа. Затем делаются те же измерения сразу же после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5 и 10 минут. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления. О хороших адаптивных возможностях системы кровообращения и её регуляторных механизмов свидетельствует учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительных – на 12-18 ударов, неудовлетворительных – на 19 ударов и более.

 

Проба Мартинэ

Измеряется величина артериального давления и подсчитывается частота пульса в состоянии покоя. Затем обследуемый выполняет 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд) в течение 30 секунд. Непосредственно после нагрузки и вплоть до полного восстановления измеряют все показатели. У здоровых детей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 50% – 75%, неудовлетворительное – при учащении пульса, более чем на 75%. После проведения пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остаётся на прежнем уровне, или незначительно снижается (на 5-10 мм рт. ст.). Восстановление пульса длится от 1 до 3 минут, а артериального давления – от 3 до 4 минут.


Проба Штанге

Подсчитывается частота пульса в состоянии покоя. Затем в положении сидя после глубокого вдоха и выдоха делают вдох глубиной 80% максимального. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывают рот, зажимают нос пальцами. В конце вдоха включается секундомер и измеряется время задержки дыхания. Сразу же после окончания задержки дыхания определяют частоту пульса (за 1 минуту).

Информативность этого теста можно увеличить, если сразу после задержки дыхания измерить частоту дыхания. Здоровые не тренированные люди способны задерживать дыхание на 30-55 секунд, тренированные – на 60-90 секунд. При утомлении, развитии процессов дезадаптации время задержки дыхания снижается. У хорошо тренированных людей дыхание не должно учащаться, так как возникшая кислородная задолженность у них погашается за счёт углубления, а не за счёт учащения дыхания.

Частоту пульса у учащихся определяли на лучевой артерии. Во избежание ошибок подсчёт пульса производился 2-3 раза, затем определялась средняя величина, которая и вносилась в тетрадь.

Для измерения артериального давления манжетку аппарата Рива-Роччи плотно оборачивали вокруг середины плеча испытуемого и закрепляли её. Фонендоскоп устанавливали в области сгиба на лучевой артерии ниже манжетки. С помощью груши в манжетку нагнетается воздух до полного исчезновения пульса. Осторожно приоткрывается вентиль на груше, медленно выпускается воздух из манжетки, внимательно следят за уровнем ртути в манометре и прислушиваются к тонам, передающимся по фонендоскопу. Момент появления первого тона соответствует максимальному (систолическому давлению). В дальнейшем тоны усиливаются, а затем ослабевают или же исчезают. В момент исчезновения тонов показания манометра соответствуют минимальному (диастолическому) давлению.

САД – систолическое артериальное давление.

ДАД – диастолическое артериальное давление.

ПД = САД – ДАД


II.2.5. Принципы вычисления адаптационного потенциала
системы кровообращения

Распознавание функциональных состояний на основе анализа данных о вегетативном и миокардиально-гемодинамическом гомеостазе требует определённого опыта и знаний в области физиологии и клинической медицины. Для того, чтобы сделать метод оценки функциональных резервов доступным не только для специалистов – медиков, но и для широкого круга педагогов, воспитателей, спортивных тренеров, был разработан ряд формул, позволяющих вычислять адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью Уравнений множественной регрессии. Одна из таких формул основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования (определение МТ, АД, ЧСС, роста и точного возраста).

АП = 0,001 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,009 (МТ) – 0,009 (Р) + 0,014 (В) – 0,27, где

АП – адаптационный потенциал;

ЧСС – частота сердечных сокращений (уд/мин);

САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

Р – рост (см);

МТ – масса тела (кг);

В – возраст (годы).

На основе выраженных формулой математических закономерностей предложен ряд методов, где математические расчёты сведены до минимума и не требуют наличия микрокалькулятора, а определение АП производится по специальным таблицам, номограммам. В нашем исследовании мы использовали методические рекомендации, разработанные П.А.Филеши, Н.Н.Сивако-вой (1989, 1990), А.П.Берсеневой (1989), Р.М.Баевским (1978, 1984).

Значение АП, вычисляемое в условных баллах по частоте пульса, артериальному давлению, росту и массе тела с учётом возраста обследуемого, позволяет:

1. выделить группы школьников с разным уровнем здоровья;

2. определить потенциальную способность организма адаптироваться к учебному режиму школы и физическим нагрузкам;

3. выявить величину и направленность изменения уровня здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении;

4. принять решение о дифференцированном допуске к занятиям физическими упражнениями или необходимости углубленного врачебного обследования;

5. определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий (разработать комплекс рекомендаций по программам с учётом группы здоровья школьников).


II.2.6. Методика определения адаптационного потенциала
системы кровообращения

Функциональные резервы системы кровообращения определяли по разработанной П.А.Филеши и Н.Н.Сиваковой модификации методики определения АП системы кровообращения, предложенной Р.М.Баевским и соавторами.

 

Описание методики

С помощью данного метода устанавливается донозологический диагноз в следующих вариантах:

1.    высокая степень адаптации;

2.    удовлетворительная адаптация;

3.    напряжение механизмов адаптации;

4.    перенапряжение механизмов адаптации;

5.    истощение механизмов адаптации.

Для прогноза возможной заболеваемости указанные значения несут следующую информацию:

·                              наиболее высокая вероятность в группе 5; в неё попадают лица со скрытыми формами заболеваний, явлениями предболезни, хроническими и нераспознанными болезнями, а также патологическими отклонениями, требующими более детального врачебного обследования;

·                              4 группа – лица с высокой вероятностью развития заболеваний в достаточно близком будущем в случае, если не будут предприняты определённые меры профилактики;

·                              2 и 1 группы состоят из людей, которые могут вести обычный образ жизни, существенно не отличающийся от распространённого. Под термином «обычный» следует понимать здоровый образ жизни (11, с. 39).

Проведённые нами исследования позволяют говорить о том, что применение оценки адаптационного потенциала системы кровоснабжения является практически важным подходом к решению одной из актуальных проблем – объективной оценки  уровня здоровья и физического развития и их изменений под воздействием учебного режима школы.


II.2.7. Оценка школьной мотивации учащихся младших классов

Для оценки школьной мотивации у учащихся проводилась анкета «Расскажи о школе», которая для учащихся 1 класса заполнялась родителями по ответам ребёнка (анкета).

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25 – 30 баллов – высокая школьная мотивация;

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация;

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Анализ школьной мотивации проводился трижды в течение года:

1 – с 15 по 25 октября;

2 – с 15 по 25 декабря;

3 – с 10 по 25 мая.

В конце года по результатам всех наблюдений была составлена сводная таблица (таблица 2).


II.2.8. Определение адаптоспособности и биоритмического состояния


Определение длительности индивидуальной минуты

Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов. У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.

У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени.

У лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 – 46,2с.

У хорошо адаптирующихся – 62,90 – 69,71с. (Н.И.Моисеева, 1991; Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995).

ИМ имеет циркасептальный ритм – её величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать