Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

 

IV.5. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Ниже приводится некоторые рекомендации, включая рекомендации специалистов ИВФ РАО и других научных учреждений.


IV.5.1. Показатели рациональной организации учебного процесса

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

·                   объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

·                   нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

·                   занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).


IV.5.2 Рациональное расписание учебных занятий

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).

Шкала трудности предметов для младших классов

Предмет

Балл

1.

Математика

8

2.

Русский (национальный) язык

7

3.

Природоведение

6

4.

Русская (национальная) литература

5

5.

История (4 класс)

4

6.

Рисование и музыка

3

7.

Труд

2

8.

Физкультура

1

Шкала трудности предметов для старших классов

Предмет

Балл

1.

Математика, русский язык (национальная школа)

11

2.

Иностранный язык

10

3.

Физика, химия

9

4.

История

8

5.

Родной язык, Литература

7

6.

Естествознание, география, ОБЖ

6

7.

Физкультура

5

8.

Труд

4

9.

Черчение

3

10.

Рисование

2

11.

Пение

1

Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6 - дневной учебной недели – не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т.е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности.

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

 

Максимально допустимое количество часов в неделю

при разной ее продолжительности

Классы

Максимально допустимая нагрузка в часах

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа

1- 3

25

22

4-летняя начальная школа

1

22

20

2- 4

25

22

5

25

22

6

32

29

7

34

31

8- 9

35

32

10-11

36

33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.


IV.5.3. Двигательная активность учащихся

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 10 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать