Длительность ИМ определяется по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счёт секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит в слух. Истинное время фиксируется с помощью секундомера. Для надёжности определяем ИМ 2 – 3 раза и рассчитываем среднюю величину. Если ребёнок не умеет считать до 60, то ему показываем ход секундной стрелки на часах и предлагаем посчитать 10 секунд (соответственно на секундомере также фиксируем 10 сек). Полученный результат умножаем на 6 и заносим в таблицу.
II.2.9. Методы статистической обработки цифрового материала
Для обработки полученных данных использовались формулы вариационной статистики, согласно которой для характеристики вариационных рядов необходимо определить следующие величины:
1. Средняя арифметическая или средняя статистическая величина, М.
, где
М – средняя арифметическая величина;
а – варианты (или x);
n – число вариантов.
2. Среднее квадратичное отклонение (стандартное) или квадратичная ошибка одного измерения. Определяется для того, чтобы знать, насколько далеко рассеяны отдельные варианты вокруг М.
При нормальном распределении реальные величины изучаемых показателей распределяются симметрично вокруг средней арифметической величины.
Степень рассеянности вариант характеризуется средним квадратичным отклонением, обозначающимся сигмой и вычисляющимся по формуле:
, где
Σа2 – сумма квадратов отклонений каждой величины от М,
n – число измерений (вариант).
В большинстве физиологических исследований группа считается биологически однородной, если в пределах М±σ распределяется 68,8% всей выборки, в пределах М±2σ распределяется 94,4% всей выборки.
3. Стандартная ошибка (ошибка средней арифметической величины), m.
Она отвечает на вопрос: можно ли считать, что результаты нашей выборки характерны и для генеральной совокупности?
Стандартную ошибку вычисляют по формуле:
,где
σ – среднее квадратичное отклонение;
n – число измерений.
4. Показатель существенности разности, t.
Помогает определить достоверность различий среднеарифметического значения двух зависимых выборок. Для этого вычисляют t-критерий, являющийся показателем существенности различий по формуле:
,где
М1 – среднеарифметическая величина первой выборки;
М2 – среднеарифметическая величина второй выборки;
m1 и m2 – соответствующие стандартные ошибки.
На основании величины t и числа наблюдений по таблице распределения Стьюдента находится вероятность различия (или уровень значимости), p. Если значение p для данного числа степеней свободы оказывается равным 0,05 и меньше, то можно говорить о существенных различиях полученных результатов (16, 31).
II.2.10. Коэффициент корреляции
Определяется для обнаружения взаимосвязи между двумя определяемыми (изучаемыми) признаками. Для этого в обоих анализируемых вариационных рядах (коррелируемых) определяют среднюю арифметическую величину (М1, М2) и отклонения от неё каждой варианты (а1 и а2). Затем производят расчёт по формуле:
Величина r колеблется от –1 до +1: r=0 говорит об отсутствии связи. Знак перед величиной r указывает на характер корреляции (« + r» - положительная, прямая корреляция, т.е. возрастание одного признака влечёт увеличение другого; « – r» - отрицательная, обратная корреляция, т.е. увеличение значения одного признака ведёт к уменьшению другого.
Значение r оценивается следующим образом:
0 – 0,3 – слабая корреляция;
0,3 – 0,5 – заметная корреляция;
0,5 – 0,7 – выраженная корреляция;
0,7 – 0,8 – тесная корреляция;
0,8 – 0,9 – весьма тесная корреляция;
0,9 – 1 – функциональная, корреляция.
Все уровни корреляции, кроме функционального, говорят о том, что между изучаемыми показателями имеется связь, но на каждый из них оказывают влияние и какие – то иные факторы. Для установления достоверности корреляции (её неслучайности) определяют среднюю ошибку коэффициента корреляции, mr.
Если n < 100, то
Критерий значимости t коэффициента корреляции определяется по формуле: , затем устанавливается уровень значимости p по таблице
(n* = n – 2).
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
Как было сказано выше, в нашем исследовании мы изучали соматическое развитие детей, функциональное состояние кардио-респираторной системы, адаптационные возможности и психическое состояние учащихся 1-х классов (48 человек) в 2001 – 2002 учебном году.
Полученные данные были использованы в анализе МОСК (сектор здоровьесберегающих технологий), СКИПКРО (кафедра педагогики и психологии здоровья), СГУ (кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека).
III.1. Физическое развитие учащихся
Физическая работоспособность является интегральным выражением возможностей человека и входит в понятие здоровье. У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности резко отличается. Она зависит от наследственных и внешних условий. На физическую работоспособность оказывают влияние самочувствие и мотивация индивидуума.
Кроме того, анализ физического развития проводится с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности, изучения влияния факторов окружающей среды, а также учебной и спортивной деятельности подростков.
Нами были обследованы 48 учащихся, обучающихся по разным учебным программам («Школа – 2100 (1А класс) и программа Л.В.Занкова (1Б класс) и работающих в условиях различного режима дня. Результаты обследования, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что показатели роста и массы тела у детей 1А класса и 1Б класса не обнаруживают резких достоверных отличий.
Таблица 2
Оценка физического развития обследованных учащихся
возраст
уч-ся
класс
на 15.09.01г.
на 24. 05.02г.
нормальное
отклонения
нормальное
отклонения
деф-т массы тела
изб-к массы тела
низкий рост (задержка физ. развития)
деф-т массы тела
изб-к массы тела
низкий рост (общая задержка физ. развития)
7 лет
1 А
81,6%
11%
3,5%
0,4%
98,8%
0,4%
0,8%
0,4%
7 лет
1 Б
82%
10%
3%
-
97,8%
1,2%
2%
-
В начале учебного года дефицит массы тела у учащихся 1А класса на 1% выше, чем у учащихся 1Б класса, соответственно на 0,5% разница показателя «избыток массы тела».
Нормальное физическое развитие в начале учебного года в1А классе имели 81,6% учащихся, в 1Б классе 82%. На конец года нормальное физическое развитие имели 98,8% учащихся 1А класса, 97,8% - учащиеся 1Б класса. У 0,4% учащихся (1ученик) 1А класса не отмечено изменений в физическом развитии, т.е. отсутствовала положительная годовая динамика (возможно из – за наличия хронического заболевания желчно – выводящих путей).
Одним из важных критериев физического развития является рост тела в длину.
Анализ данных «рост», «вес», «ОГК» показали, что окружность грудной клетки несколько снижена у учащихся 1Б класса.
Годовой прирост учащихся 1А класса в длине составил 5 – 9см, а 1Б класса – 2 – 5 см. Особенно отмечено увеличение ростовых показателей у девочек 1-х классов.
Изменение антропометрических показателей (M±m) учащихся 7 лет
за 2001-2002 уч. год
возраст
класс
на 15.09.01г.
на 24.05.02г.
рост (см)
вес (кг)
ОКГ (см)
рост (см)
вес (кг)
ОКГ (см)
7 лет
1А
123,7±0,9
25,2±0,6
58,5±0,8
139,7±1,7
30,4±1,6
63,7±1,4
7 лет
1Б
122,7±0,8
23,6±0,8
57,1±0,8
124,9±0,8
25,2±0,6
58,5±0,8
Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1А и 1Б классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и в конце учебного года.
III.1.2. Двигательная подготовленность учащихся
Проведение тестов для оценки двигательного развития и двигательной подготовленности учащихся позволяет оценить и их возрастную динамику. Необходимо отметить, что в 1А классе уроки физкультуры проходили 3 раза в неделю, а в 1Б классе – 2 раза в неделю.
Таблица 3
Средние значения двигательной активности учащихся 1-х классов
№ п/п
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38