Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1.                     Художественный тип, для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям  чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве  люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2.                     Мыслительный  тип, когда хорошо выражено  отвлечение  от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом  срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3.                     Средний тип, когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.


I.4.2. Психолого-педагогический аспект типологических особенностей ВНД

В психологи издавна описание темперамента охватывало четыре типа, в основу которых положено учение относительно основных типов человеческого поведения.

Американский ученый (психолог) У.Шелдон в своей концепции выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны  мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем. Ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

Мезоморфный тип отличается жесткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой. С ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонности к риску, жаждой мускульных действий, агрессивностью.

Эктоморфному типу свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры. Этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможенностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе и таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной сферы.

Л.С.Выготский, анализируя описанные Н.Н.Корниловым в 1921 году темпераменты детей в книге «Очерки психологии ребенка раннего возраста», выделил основной описываемый автором признак – тип движения органов или готовность движений, угадываемый в чертах тела. Для дальнейшего объяснения классификации Корнилова Выготский подключает ещё одну характеристику реакции (кроме темпа реагирования быстрого или медленного) – динамичность или силу.

Корнилов характеризует основные типы человеческого поведения:

1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный тип;

2) мускульно-пассивный тип – лица с природной склонностью к быстрому и слабому реагированию;

3) сенсорно-активный тип – лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования;

4) сенсорно-пассивный тип – люди с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования.

Л.С. Выготский делает вывод о том, что эти четыре типа установлены независимо от  учения о темпераментах и в конечных выводах совпадают с классическим учением.

Английский психолог Ганс Юрген Айзенк предложил диаграмму, характеризующую типы темпераментов следующими качествами и характеристиками (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма типов темперамента по Г.Ю.Айзенку.


Чрезвычайно сложным является вопрос определения границ темперамента, возможен ли переход лиц с природной склонностью к одному типу в результате упражнения в другой тип и т.д. Экспериментальные исследования показали, что правила перевоспитания темпераментов охвачены общим законом, первостепенно значимым для педагогики. Всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типу реакции, т.е. от пассивного к активному способу реагирования, от замедленного к ускоренному. Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к слабому типу оказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почти невозможным.

Таким образом, легче всего поддаются перевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, труднее всего поддается воспитанию (перевоспитанию) группа мускульно-активного типа (холерического), так как их нельзя приучить к хладнокровию. Решающее значение для педагога имеет точное различение черт, которые определяются нервно-психической организацией ребенка и действуют с рождения, и черт, которые могут быть названы воспитательными. Или: что в характере принадлежит прирожденной конституции и что – воспитанию?

Общий тип нервной системы (темперамент) мало влияет на усвоение теоретических знаний, но имеет немаловажное значение при овладении практическими знаниями, в результате чего успехов достигают быстрее всех представители живого типа (сангвиники), а у слабого типа (меланхолики) процесс обучения значительно замедлен. Это необходимо учитывать при профессиональной подготовке. Однако, человек с любым типом нервной системы может овладеть вершинами культуры и стать полноценным членом общества. Этот вопрос до сих пор является предметом активных споров.

Долгое время учёные придерживались диаметрально противоположных мнений: биологи и физики в большинстве своём были слоны относить особенности характера исключительно к биологическим моментам конституции; психологи социального толка придерживались обратных позиций.

И только учение И.П.Павлова пролило свет на этот вопрос, позволило испытать совершенно новую его постановку и примерило обе крайние точки, определив с точностью экспериментального естествознания истинную роль каждого.


I.4.3. Возрастные особенности ВНД младших школьников

В 1954 году русский физиолог Н.И.Красногорский предложил классификацию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной и включает четыре типа.

Сангвинический тип – оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и легко восстанавливаются. Возбуждение и торможение легко сменяются. Речь быстрая, громкая, отчётливая, с правильными ударениями и интонациями, с богатым запасом слов, выразительной мимикой.

Флегматический тип – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы образуются быстро и прочно, имеются прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе условного раздражителя, примерно ведут себя, хорошо учатся. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики. При трудных заданиях повышают свою активность, стараются их выполнить.

Холерический тип – сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный. Характеризуется сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у первых двух типов. Дети учатся удовлетворительно, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высоко эмоциональны, возбудимы и вспыльчивы, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся избыточной подвижностью. Речь развивается нормально, но бывает нервная, с колеблющимися интонациями.

Меланхолический тип – слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный, отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятельностью сигнальных систем. У таких детей медленно образуются условные рефлексы, они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь слабая, тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД во многом определяется врождёнными свойствами нервной системы, но не является совершенно незыблемым. Павлов, изучая особенности типологических свойств нервной системы, пришёл к выводу, что необходимо различать генотип (наследственную основу ВНД или темперамент) и фенотип – сплав наследственных и приобретённых черт ВНД, что и составляет характер.

Любой ребёнок в процессе развития совершает эволюцию от холерического, художественного (по И.П. Павлову) темперамента к уравновешенному мыслительному. Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые и утомлённые.

На протяжении школьного периода организм ребёнка претерпевает множество перемен в физическом плане, в ЦНС. Для каждого возрастного периода характерны отличительные особенности, знание которых необходимы педагогам, родителям, самим учащимся.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать