· уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
· характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
· стиль поведения учащихся и учителя на уроке;
· формы и характер поведения учащихся на переменах;
· забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
Усилиями педагогов и психологов изученность этих сторон работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим здесь лишь несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.
В психофизиологии уже несколько десятилетий назад доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. На этих закономерностях построена кинезиология. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно поставить психологический диагноз состояния (см. книгу Аллана Пиза «Язык телодвижений» и др. подобные издания). Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа и взаимомассажа (последнее - с разделением по полу!). Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К., 1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.
Во время ответа ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, не знает куда деть руки, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких состояний на здоровье учащегося. Грань между тренирующим и патогенным воздействием напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога должны подсказать ему правильное решение. Задача - не допустить, чтобы нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности, как в школе, так и в дальнейшей жизни. Как этого достичь - это тема отдельной работы, предназначенной для учителя.
Но и самому учителю следует обратить внимание на то, как он держится в классе, какие позы для него характерны, как эмоциональное состояние отражается на характеристиках речи, какие мышечные "зажимы" мешают телу. А данные самодиагностики открывают перспективы для самокоррекции или обращения к помощи специалистов. Напоминаем принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения: пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.
Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своими собственным) - важный критерий оценки здоровьесберегательности используемых учителем педагогических технологий . Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими определенные реакции и состояния у учащихся. Когда это находится под контролем учителя, т.е. служит инструментов его воздействия на класс, то это, конечно полезно. В других случаях, когда визуальное и вербальное обращение учителя противоречиво (независимо от его желания), у учащихся формируются противонаправленные тенденции, что дезорганизует их деятельность, формирует стресс. Отслеживать эти закономерности самому учителю сложно и здесь на помощь прийти метод супервизии (наблюдения специалиста), что и составляет одну из задач присутствия учителей на уроках друг друга. Главное - знать, что именно наблюдать и отслеживать, а для этого необходима помощь психолога или обучение на курсах.
Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.
Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентировки и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке – воспитательная. Примитивно – злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся. Критериев при этом насчитывается более 20. наряду с такими обобщёнными, как «культура речи», «чёткость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п., предметом анализа может быть употребление отдельных типичных слов, таких, например, как «давайте!».
Эта императивная форма глагола – одна из очень встречающихся в русской речи. Не являются исключением и уроки. Произнесённое учителем, это слово сигнализирует о запуске некоего нового процесса деятельности и служит, поэтому, активизатором состояния учащихся. Даже если реального действия, после этого, не воспоследует («Давайте вспомним…», но далеко не все вспоминают), у учащихся на подсознательном уровне (на «автопилоте») формируется готовность что-то сделать, т.е. напряжение. Многократное повторение этой ситуации на уроке, в течение дня, способствует, с одной стороны, большому утомлению школьника (как всякое «включение – выключение»), с другой – снижает мобилизационную готовность в ситуациях действительного включения в новую деятельность, поскольку условный вербальный стимул подкреплялся лишь в части случаев.
Архетипичность и психологическая обусловленность механизмов реагирования на подобные слова хорошо проиллюстрирована в одной из притч о Ходже Насреддине. Тонущий в реке богач не реагировал на крики пытающихся его спасти с берега людей: «Давай руку!» И только когда мудрый Насреддин крикнул ему: «На!», протягивая свою руку, тот уцепился за неё и был спасён. Даже угроза собственной жизни оказалась слабее магического неприятия требования «давай!» для человека, всю жизнь привыкшего брать и отбирать.
Нельзя не обратить внимания и на авторитарную окраску этого слова. Она тем больше, чем ближе её смысл на шкале «призыв – требование» ко второму полюсу. Воздействие этого слова смягчается, когда говорящий сам готов включиться в новую деятельность: «Давайте!» вместо «Давай!»
Это лишь фрагмент анализа только одного слова, часто используемого на уроках. Но на этом примере видно, сколь детальным и продуктивным может быть анализ только вербального воздействия, которое оказывает учитель на своих учеников, их здоровье. И хотя чаще всего это слабые, субпороговые, для большинства учащихся воздействия, накапливаясь день ото дня, из месяца в месяц, они оказывают уже реально патогенное воздействие, особенно на детей, индивидуально предрасположенных именно к ним (психологическая сенсибилизация). Такой же анализ может быть проведён в отношении семейного общения и контактов учащихся между собой.
Если вышеописанный пример касался в большей степени ситуаций в классе, то следующая иллюстрация вербального пространства здоровьесбережения школы касается феномена, локализующегося преимущественно вне класса и связанного с культурными традициями как отдельных семей, школ, так и нашей страны в целом. Этот феномен – речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также может и должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения. Если для некоторых стран «эпоха Бивиса и Бадхеда», в которую мы сейчас погружаемся, и так была достаточно типична, то для России эта деградация культуры разрушает фундаментальные основы ценностных ориентаций и чревата трудно прогнозируемыми последствиями, центром сосредоточения которых может оказаться школа. В рамках этой большой проблемы выделяется своей актуальностью и шокирующей выраженностью вопрос об употреблении ненормативной лексики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38