Мониторинг качества жизни населения муниципального образования
p> 3.1.10 Прожиточный минимум как средство социальной защиты населения

В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития
Российской Федерации № 60-8 от 11 ноября 1992 г. «О направлении
Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам
Российской Федерации», нормы потребления продуктов питания установлены в следующих размерах с корректированием на местные условия (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Годовые нормативы потребления продуктов питания

БПМ населения Ленинградской области

|Наименование |В сред-|Продуктовые наборы по социально-демогра-|
|продуктов |нем на |фическим группам |
|питания |душу на|мужчины |женщины |пенси|дети |дети |
| |селения|16-59 |16-54 |онеры|0-6 |7-15 |
| |кг в |лет |года | |лет |лет |
| |год | | | | | |
|1.Хлебопродукты |133,1 |177,4 |125,5 |120,8|64,4 |112,3|
|1.1.Бобовые |4,5 |6,0 |4,5 |3,7 |0,0 |2,0 |
|1.2.Мука пшеничная |19,5 |20,0 |17,0 |25,0 |17,0 |18,0 |
|1.3.Рис |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |4,0 |
|1.4.Крупа (кроме |6,9 |8,0 |5,9 |4,9 |6,0 |6,0 |
|риса) | | | | | | |
|1.5.Хлеб пшеничный |64,3 |76,0 |66,0 |57,0 |30,0 |70,0 |
|1.6.Хлеб ржаной |70,5 |117,0 |63,0 |5,0 |20,0 |40,0 |
|1.7.Макаронные |4,9 |4,9 |4,8 |5,8 |4,0 |4,0 |
|изделия | | | | | | |
|2.Картофель |130,4 |165,0 |130,0 |100,0|85,0 |135,0|
|3.Овощи |101,0 |86,0 |102,0 |102,0|85,0 |120,0|
|3.1.Капуста |50,0 |42,0 |51,0 |50,0 |40,0 |50,0 |
|3.2.Огурцы и помидоры|2,8 |2,0 |2,0 |2,0 |5,0 |5,0 |
|3.3.Столовые |49,0 |42,0 |49,0 |50,0 |40,0 |65,0 |
|корнеплоды | | | | | | |
|4.Фрукты и ягоды | | | | | | |
|4.1.Фрукты свежие |16,1 |13,7 |10,7 |9,7 |28,8 |38,8 |
|5.Сахар и |20,0 |20,1 |17,9 |18,8 |19,7 |26,1 |
|кондитерские изделия | | | | | | |
|5.1.Сахар |19,0 |18,3 |17,0 |18,0 |18,0 |24,0 |
|5.2.Конфеты |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |1,0 |1,0 |
|5.3.Печенье |1,2 |0,7 |0,7 |0,7 |2,0 |3,0 |
|6.Мясопродукты |27,3 |31,0 |24,4 |18,1 |18,7 |33,5 |
|6.1.Говядина |7,0 |8,0 |5,6 |4,0 |8,0 |12,0 |
|6.2.Баранина |0,6 |0,8 |0,5 |0,4 |0,0 |0,0 |
|6.3.Свинина |1,4 |1,9 |1,9 |0,7 |0,0 |2,0 |
|6.4.Птица |16,1 |20,0 |16,0 |13,0 |10,0 |18,0 |
|6.5.Колбасные изделия|0,7 |0,6 |0,6 |0,5 |1,0 |2,0 |
|7.Рыбопродукты |1,7 |12,7 |10,7 |12,7 |8,7 |12,5 |
|7.1.Рыба свежая |10,9 |12,0 |10,0 |12,0 |8,0 |11,0 |
|7.2.Сельдь |0,8 |0,7 |0,7 |0,7 |0,7 |1,5 |
|8.Молокопродукты |210,4 |167,8 |143,9 |147,8|279,0|303,4|
|8.1.Молоко цельное |110,0 |104,0 |89,0 |99,0 |130,0|128,0|
|8.2.Сливки и сметана |2,0 |2,0 |0,8 |2,0 |1,9 |2,8 |
|8.3.Масло животное |2,5 |1,8 |1,8 |1,8 |4,0 |5,0 |
|8.3.Творог |9,8 |9,9 |9,9 |8,0 |10,0 |12,0 |
|8.4.Сыры разные |2,3 |2,5 |2,0 |2,0 |2,0 |3,0 |
|9.Яйца (штук) |152,0 |180,0 |150,0 |90,0 |150,0|180,0|
|10.Масло |11,8 |13,5 |10,6 |8,9 |6,9 |11,7 |
|растительное, | | | | | | |
|маргарин | | | | | | |
|10.1.Маргарин |5,2 |6,0 |4,5 |3,1 |2,1 |3,1 |
|10.2.Масло |7,0 |8,0 |6,5 |6,0 |5,0 |9,0 |
|растительное | | | | | | |

Для всего населения продовольственная корзина рассчитана на 2240 килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения — 21 г.). Эта калорийность далека от стандартов развитых стран (3300 килокалорий) и почти соответствует питанию в развивающихся странах (например, в беднейших государствах Южной и Юго-Восточной Азии — 2100 килокалорий).

Методическими указаниями было предусмотрено, что остальные расходы (на непродовольственные товары и услуги) рассчитываются из заданных процентных соотношений. Эти соотношения в Ленинградской области следующие(в
%):

Все расходы — 100,0 в том числе на: продовольственные товары — 68,5 непродовольственные товары — 19,2 платные услуги — 8,1 налоги — 4,2.

В 1992 г. были «отпущены» цены и тарифы на товары и услуги. При указанной структуре бюджета прожиточного минимума (БПМ) произошло следующее его удорожание(табл. 3.12):

Таблица 3.12

Динамика БПМ населения Ленинградской области

в декабре 1991 года и 1996 года

(при аналогичной структуре)

| |Расходы в месяц |
|Статьи расходов |в ценах декабря |в ценах декабря |
| |1991 года (руб.) |1996 года (тыс. |
| | |руб.) |
|Продовольственные товары |147,0 |210,0 |
|Непродовольственные товары |41,2 |58,8 |
|Платные услуги |17,4 |24,8 |
|Налоги |9,0 |12,9 |
|ИТОГО в месяц |214,0 |306,5 |

По сравнению с декабрем 1991 г. в декабре 1996 г. БПМ населения увеличился в 1425 раз, а индекс продовольственных товаров (без алкоголя) за этот же период — в 1239 раз. Более значительный темп роста БПМ населения по сравнению с индексом увеличения розничных цен на продовольственные товары объясняется более высоким удельным весом товаров (хлебопродукты) с более резким уровнем повышения цен, чем это имело место в реальном потреблении населения.

Стоимость БПМ населения дифференцируется в зависимости от социально-демографической группы. В декабре 1996 г. эта дифференциация была следующая (табл. 3.13).

Таблица 3.13

Дифференциация стоимости БПМ по социально- демографическим группам в

Ленинградской области(декабрь 1996г., тыс. руб.

| |В сред|ВПМ по социально-демографическим |
| |нем на|группам |
| |душу |мужчи |жен- |пенси-|дети |дети |
| |населе|ны |щины |онеры |0-6 |7-15 |
| |- | | | | | |
| |ния |16-59 |16-54 | |лет |лет |
| | |лет |года | | | |
|Продовольственная корзина |210,0 |234,8 |191,9 |178,1 |177,3 |248,8 |
|Непродовольственная |58,8 |81,5 |66,6 |27,3 |45,8 |63,4 |
|корзина | | | | | | |
|Платные услуги |24,8 |33,5 |27,4 |15,0 |16,5 |24,9 |
|Налоги |12,9 |27,4 |22,4 |- |- |- |
|Итого БПМ за месяц |306,5 |377,2 |308,3 |220,5 |239,6 |337,1 |

Практическое значение это имеет на федеральном и региональных уровнях для установления минимальных размеров заработной платы, пенсий, различного рода пособий (на детей, для малообеспеченных) и компенсаций за квартирную плату и коммунальные услуги.

Рассчитываемые Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области БПМ не полностью учитывают фактического изменения структуры потребления населения и, в первую очередь, рост удельного веса расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Это требует корректировки в расчетах прожиточного минимума на перспективу.

3.1.11 Стратегия повышения уровня жизни на период 1997-2005 годов

Основными приоритетами и направлениями повышения уровня жизни в перспективе должны быть: стабилизация и повышение среднедушевых реальных доходов; постепенное выравнивание доходов и опережающее повышение уровня жизни малоимущих слоев населения; последовательное решение жилищной проблемы с переводом развития жилищно- коммунального хозяйства на самоокупаемость; возможно полное удовлетворение потребностей населения в услугах медицинских учреждений; всемерное развитие системы образования.

Политика в области доходов должна предусматривать стабилизацию и рост основных источников дохода — заработной платы, пенсий и различного рода доплат (денежного и натурального характера)малоимущим слоям населения. С учетом этого и снижения инфляции за пределами 2000 г. до 2-5% в год, важнейшие показатели доходов населения района прогнозируются нами в следующих параметрах (табл. 3.14).

Необходимым внешним условием реализации прогноза должно стать совершенствование регулирования оплаты труда на федеральном уровне в 1998-
2005 гг., а именно: осуществление разносторонних мер, направленных на то, чтобы заработная плата всегда была главным источником денежных доходов населения;

Таблица 3.14

Основные показатели денежных доходов населения

Всеволожского района в 1995-2005 годах

| |Единицы |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 |
| |измерения| | | | | | | |
|Заработная плата |тыс. руб.|339 |614 |650 |720 |765 |920 |1290 |
|в экономике | | | | | | | | |
|района, | | | | | | | | |
|в т.ч.: | | | | | | | | |
|в промышленности |тыс. руб.|329 |543 |600 |690 |750 |850 |1250 |
|Средняя пенсия |тыс. руб.|231 |259 |292 |320 |380 |480 |710 |
|Прожиточный |тыс. руб.|299 |306 |408 |450 |486 |510 |560 |
|минимум — всего | | | | | | | | |
|ПМ |тыс. руб.|331 |341 |450 |495 |535 |560 |620 |
|трудостпособ-ного| | | | | | | | |
|работника | | | | | | | | |
|ПМ пенсионера |тыс. руб.|215 |220 |291 |320 |346 |360 |400 |
|Приходится ПМ на | | | | | | | | |
|заработную плату | | | | | | | | |
|в: | | | | | | | | |
|экономике |раз |1,02 |1,8 |1,4 |1,4 |1,4 |1,6 |2,1 |
|промышленности |раз |1,0 |1,6 |1,3 |1,3 |1,3 |1,5 |2,0 |
|на пенсию |раз |1,1 |1,2 |1,0 |1,0 |1,1 |1,3 |1,8 |
|Удельный вес лиц,|% |55 |50 |45 |40 |35 |35 |10 |
|имеющих доход | | | | | | | | |
|ниже ПМ | | | | | | | | |

стимулирующее воздействие на рост производства, который способствовал бы росту социальных инвестиций и выводу работников по найму из числа беднейшего населения; средняя заработная плата в бюджетной сфере не должна быть ниже 80-85% от складывающейся в условиях рынка средней заработной платы в промышленности; повышение размеров минимальной оплаты труда должно приблизить ее размер к прожиточному минимуму трудоспособного работника и осуществляться на основе нового социального норматива — минимальной часовой оплаты труда. установление порядка, при котором большая задолженность по выплате заработной платы (за три месяца и более) является основанием для применения процедур, предусмотренным законодательством о несостоятельности
(банкротстве); административная и уголовная ответственность конкретных лиц за неоправданную задержку заработной платы.

Основными звеньями пенсионной реформы на федеральном уровне должны стать: разработка эффективного механизма для исчисления и пересчета пенсий, учитывающих более полно трудовой вклад каждого работника. своевременное проведение индексации пенсий в связи с ростом стоимости жизни; упорядочение пенсионных льгот, предоставляемых по условиям труда, с учетом их особенностей в регионах;

На местном уровне следует способствовать трудоустройству пенсионеров, желающих внести свой вклад в развитие экономики района.

Необходимо совершенствование структуры ПМ должно в 1997-2005 гг. с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации: состояния экономики и возможностей финансирования выплат социального характера из федерального и местного бюджетов; уровня жизни и прежде всего реальных доходов и реальной заработной платы, структуры потребления материальных благ и услуг; социально-демографического фактора и, прежде всего, возрастно-половой структуры населения; тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг на уровне областей и их районов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать