Мониторинг качества жизни населения муниципального образования
p> Открытый рынок труда охватывает трудоспособное население, фактически ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места в государственном и негосударственном секторах.

Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу, вакансии и ученические рабочие места в системе формального профобразования. Все эти сегменты и составляющие рынка труда официально зарегистрированы в районной службе занятости.

Динамика уровня безработицы и соотношения числа безработных с показателями спроса на рабочую силу — важнейшие параметры рынка труда. В настоящее время (01.12.1996 г.) уровень безработицы невелик (всего 2,7% от экономически активного населения), а безработные составляют 85,4-90% всех незанятых трудовой деятельностью, претендующих на получение работы по найму через районные центры занятости. Показатели безработицы в Ленинградской области в целом были выше на протяжении всего периода официальной регистрации безработицы по сравнению с аналогичным показателем для района в
2,5-3 раза. Но удельный вес безработных и уровень безработицы последовательно нарастает. Одновременно происходит уменьшение числа вакансий в расчете на одного безработного. Если до июля 1994 г. уровень безработицы в районе был ниже 1%, то на 1.01.1995 г. он составил 1.5 % (в области 3,7%.), к февралю 1995 г. — 1,6% (в области — 4%), на конец 1995 г. он возрос до 2,6%, на конец 1996 г. — до 2,7%.

На 1 января 1997 г. районным центром занятости населения зарегистрировано 2862 человек, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2752 человек имели статус безработных и около 2312.человек (84%) получали соответствующие пособия по безработице (табл. 3.24).

Таблица 3.24

Структура рынка труда Всеволожского района, тыс. человек, %


| |На |В % к |На конец |В % к |
| |конец |соот |1996 г. |соот |
| |1995 |ветствую-| |ветствую-|
| |г. |щему | |щему |
| | |периоду | |периоду |
| | |1994 г. | |1995 г. |
|Число трудоспособных граждан, |2,86 |116,3 |2,86 |100,0 |
|состоящих на учете в | | | | |
|государственной службе | | | | |
|занятости | | | | |
| из них уволено по сокращению|0,68 |85,0 |0,58 |85,3 |
|штатов | | | | |
|Число граждан, имеющих статус |2,66 |140,0 |2,75 |103,4 |
|безработного | | | | |
|Число безработных, получающих |1,91 |124,8 |2,31 |120,9 |
|пособия по безработице | | | | |
|Уровень безработицы, % |2,6 | |2,7 |103,8 |
|Наличие свободных рабочих мест |134 | |29 |21,6 |
|Трудоустроено за отчетный |1,31 | |1,70 |129,6 |
|период | | | | |
|в том числе безработных |1,11 | |1,70 |129,6 |
|Число зарегистрированных |0,014 |87,5 |0,022 |157,1 |
|беженцев | | | | |

В течение 1995 г. государственной службой занятости было поставлено на учет 4178 ищущих работу, из них было трудоустроено 1405 человек (33,6%) и зарегистрировано с начала года 3486 безработных. Однако существует еще неофициальный рынок труда, который аккумулирует ту часть вакансий, а также учебных мест для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами районных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки и подчинены изменениям. По нашим предположениям примерно 52-55% (а среди отдельных категорий, к примеру, среди высвобожденных по причине текучести — и 75%) трудоустраиваются самостоятельно и не обращаются в службу занятости. На основе приведенных выше данных по 1995 и 1996 гг. следует предположить, что потенциальная емкость рынка труда Всеволожского района находится в пределах 10-12 тыс. человек. Среди всего контингента на рынке труда преобладают уволенные по причине текучести и высвобожденные работники, далее следуют такие категории как незанятое население (10-11%), население из механического притока (7-8%), демобилизованные из рядов
Вооруженных Сил (8-9%) (рис. 3.3).

[pic]

Рис. 3.3. Структура рынка труда Всеволожского района в 1995 г., %

Рост уровня безработицы происходит на фоне снижения числа свободных рабочих мест. Отличительной чертой безработицы во Всеволожском районе среди всех районов Ленинградской области является преобладание уволенных по причине высвобождения. Так, в 1994-1995 гг. доля уволенных по данной причине среди безработных составляла в районе от 40 до 55,9%, в то время как среднеобластной показатель равнялся 22,4-23,9%. Примерно такие же значительные уровни высвобождения наблюдались еще в Кировском и
Ломоносовском районах.

Особенности развития Всеволожского рынка труда, как и всех приграничных по отношению к Петербургу районов, заключаются также в том, что в составе безработных значительная часть (в 1996 г. — 42%) являются уволенные с предприятий Санкт-Петербурга. Из числа 1819 безработных, уволенных с предприятий Петербурга большая часть (818 чел.) уволилась по собственному желанию и значительно меньшая — по сокращению штатов.

Структура безработного контингента неоднородна по социально- демографическому составу.В составе безработных преобладают женщины (65,4%).
Вместе с тем, у всех социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь) к числу определяющих причин безработицы относится увольнение по собственному желанию.

Безработица затрагивает не только рабочую силу низкого качества, но и контингент работников с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки. К числу отличительных особенностей безработицы в районе относится высокий образовательный уровень безработных. (табл. 3.25).

Таблица 3.25

Уровень образования безработных Всеволожского района,

в %, по данным 1996 г.

|Образование |Мужчины |Женщины |Молодежь |
|Высшее |14,8 |17,8 |18,7 |
|Среднее специальное |13,7 |26,9 |28,2 |
|Среднее и неполное |71,4 |55,3 |53,1 |
|среднее | | | |

Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но с высокой вероятностью потерять работу. Основная причина этого явления — снижение объемов производства и многолетняя практика резервирования избыточной рабочей силы на предприятиях.

Выводы:

Диагностика формирующегося рынка труда свидетельствует: о менее значительном уровне безработицы в районе по сравнению с областью и более интенсивных темпах ее роста; значительной доле в составе безработных и среди всех ищущих работу уволенных по причинам текучести и высвобождения; о более высоком образовательном потенциале (особенно среди женщин) безработных и более высокой доле служащих;
42% в составе безработных района составляют уволенные с предприятий Санкт-
Петербурга; о дополнительном давлении на рынок труда оказываемом постоянно снижающимся количеством рабочих мест, приходящихся на 1 безработного.

3.2.4 Перспективы роста населения и демографическая политика

Дальнейшее развитие населения и перспективы роста его численности во многом будут зависеть от стабилизации положения в экономике района, возможностей роста жизненного уровня населения. Если будут созданы условия для повышения уровня жизни населения в масштабе страны и произойдет стабилизация политической обстановки, можно ожидать реализации части
«отложенных рождений» и некоторого «всплеска» рождаемости компенсаторного типа.

В 2004-2005 гг. возможен подъем рождаемости как следствие значительного числа рождений в 1983-1984 гг. В ближайшей перспективе не ожидается значительного снижения смертности населения района в силу кризисных явлений в системе здравоохранения, нарастания негативных тенденций в качестве жизни. Предполагается сохранение числа умерших в пределах 3-3,1 тыс. человек и естественной убыли населения — 1,7-2,1 тыс.

Как следствие низкого уровня жизни большинства жителей страны, серьезного обострения проблем трудоустройства, неразвитости рынка жилья возможно снижение размеров миграционного прироста к концу прогнозируемого периода до 2-1,5 тыс. человек ежегодно.

Таблица 3.26

Предположительная численность населения Всеволожского района

на 1997-2006 гг., на начало года, тыс. человек

| | | | | | | |2006 |
| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2006 |г. в %|
| | | | | | | |к 1997|
| | | | | | | |г. |
|1 вариант |191,9 |193,9 |194,9 |195,9 |196,9 |195,4 |101,9 |
|(экстрапо-ляционн| | | | | | | |
|ый) | | | | | | | |
|2 вариант |191,9 |193,9 |195,9 |197,9 |199,9 |209,9 |109,4 |
|(проведе-ние | | | | | | | |
|активной | | | | | | | |
|соци-альной | | | | | | | |
|политики | | | | | | | |

При предположении о проведении активной социальной политики по стабилизации жизненного уровня в стране, в области и районе в частности возможна более благоприятная динамика развития населения — (2-й вариант).
Развитие системы здравоохранения, активизация охраны труда на производстве могут оказать влияние на снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, здесь велико значение местных органов власти.
Особенно это относится к «не устаревающему сюжету» — борьбе с пьянством и алкоголизмом. Предполагается, что при проведении стабилизирующей политики в сфере здравоохранения и решительного пресечения бытового пьянства возможно сохранить более 1 тыс. жизней ежегодно, а естественная убыль снизится к концу прогнозируемого периода до 1 тыс. человек.

В условиях цивилизованного развития рынка труда и рынка жилья возможна стабилизация размеров миграционного прироста в пределах 3-4 тыс. человек ежегодно.

При данных предположениях численность населения по-прежнему будет увеличиваться и возрастет за 1997-2005 гг. на 9,4% (на 18 тыс. человек), в том числе за 1997-2000 гг. — на 4,9%. В составе источников изменения численности населения 30 тыс. человек будет приходиться на миграционный прирост, 12 тыс. человек — на естественную убыль.

Таким образом, к стратегическим направлениям развития перспективной численности населения и ее структуры можно отнести следующие: продолжение депопуляционных тенденций в развитии населения; рост населения за счет миграционного прироста как следствие привлекательности района из-за его близости к Санкт-Петербургу; увеличение численности населения в трудоспособном возрасте как следствие демографических процессов прошлых лет и предполагаемого миграционного прироста на протяжении всего прогнозируемого периода; в 1997-2000 гг. возможен значительный рост численности и доли молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, в конце прогнозируемого периода — увеличение численности лиц предпенсионного возраста; стабилизация доли и численности лиц в возрасте старше трудоспособного.

Отмеченные негативные тенденции в развитии естественного движения требуют проведения на местном уровне неотложных мер с целью стабилизации воспроизводственного цикла населения. К числу приоритетных мер демографической политики необходимо отнести следующие:
1. Улучшение материального положения недееспособных семей, ликвидация на уровне района голода и нищеты, «заброшенности» одиноких пожилых людей.
1. Смягчение, амортизация негативного влияния факторов, определяющих низкий уровень рождаемости населения. Разработка на региональном уровне системы налоговых льгот, с учетом местной специфики, для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми, на строительство (или ремонт) дошкольных и медицинских учреждений. В условиях глубочайшего финансового кризиса проблемы социальной защиты материнства и детства могут быть решены только в случае мобилизации всех финансовых ресурсов региона.
Возможно, что реализация подобных мер сопряжена с необходимостью
«урезания» других статей бюджета.
2. Разработка специальных мер, связанных с охраной здоровья населения и снижением уровня смертности от неестественных причин — несчастных случаев, травм и отравлений; борьба с пьянством и алкоголизмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать