Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения жителей города определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.
Существуют различные виды социологических исследований, позволяющие увидеть город как единое целое.
К их числу относятся:
1. Зондажно-информационное обследование, основными этапами которого являются сбор сведений о состоянии инфраструктуры города, сбор статистической информации о численности, составе и динамике миграционных процессов, что позволяет комплексно описать реальное положение дел в изучаемом городе.
2. Контент-анализ или информативно-целевой анализ печатных изданий, выходящих в городе и районе, теле- и радиопередач, писем граждан в редакции газет, в местные органы власти позволяет определить круг формальных и неформальных лидеров городского сообщества, помогает выявить различные социальные группы населения, их потребности и ожидания от местных органов власти.
3. Собственно социологические опросы, основной целью которых является более глубокое изучение выявленных в ходе предыдущих этапов проблем.
Существуют два основных метода опроса:
- интервью
- и анкетные опросы.
Имеется множество разновидностей интервью: документальные (изучение
событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок,
взглядов, суждений); интервью со строгой предварительной организацией
вопросов и без нее. Интервью может быть интенсивным, глубоким (цель -
получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах) и фокусированным (цель
– получить информацию о реакции опрашиваемого на определенные действия);
может представлять собой беседу, в которой инициатива принадлежит самому
опрашиваемому, он как бы «изливает душу». Для быстрого зондажа мнений
применяют телефонные интервью.
Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, который регистрируется либо заочно, либо в присутствии интервьюера. Основная цель анкетных опросов – определить отношение населения к проводимым администрацией города мероприятиям, что позволяет местным органам власти корректировать среднесрочные и долгосрочные планы развития городской среды.
4. Опросы экспертов по определенным проблемам функционирования и развития муниципальных образований, которые позволяют взглянуть на выявленные населением через социологические опросы проблемы с другой стороны, дать им более объективную оценку.
6. Специализированные прогнозные методы, главной целью которых является определение логической последовательности развертывания деятельности по решению выявленных проблем, определение перспектив развития города в целом. Метод моделирования связан с поиском альтернатив развития, дает возможность отобрать оптимальный для имеющихся в городе условий вариант.[19]
В комплексном использовании всего арсенала источников данных о
социальных процессах и явлениях как естественно функционирующей информации
– текущей статистики, отчетности, единовременных учетов, переписей,
социально-демографических обследований и т.п., так и специально
организованных исследований, опросов населения для реализации целей
управления и состоит сущность социального мониторинга.
1.3 Социально-экономический мониторинг и его особенности в современной
России
1.3.1 Сущность мониторинга
В наше время внимание исследователей, специалистов- практиков привлекают возможности, связанные с проведением мониторингов социальных объектов. Практически все исследователи отмечают присутствие в социальной среде элементов неопределенности, инвариантности. Обосновывается необходимость привлечения достижений различных наук, системного подхода в социальном предвидении и прогнозировании. Этим объясняются поиски комплексных методов измерения существующих общественных явлений, их адекватного отражения и выработки способов оптимального управленческого воздействия.
В естественных науках термин “мониторинг” применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т. д.). Как дефиниция и вид научно- практической деятельности социальный мониторинг трактуется по-разному в зависимости от видения его сути, механизмов осуществления, отличительных свойств, особенностей, и чаще всего отождествляется с социологическими исследованиями.[20]
Некоторые авторы (Ревайкин, Быстрицкий и т.д.) под мониторингом социально-экономической ситуации понимают организационное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое. Представляется более конструктивным использовать трактовку категории мониторинга принятую современной наукой[21], в соответствии с которой под социально- экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории.
Особенность социального мониторинга: непрерывность слежения и прогнозного оценивания социальных объектов по стандартному набору показателей, относительно устойчивых и повторяющихся во времени.
1.3.2 Цели, задачи и принципы организации социального мониторинга.
Организация социального мониторинга преследует следующие основные цели:
- определение ключевых индикаторов, дающих наиболее полную информацию о сегодняшнем состоянии всех сфер жизнедеятельности города,
- возможность проведения ранней диагностики негативных процессов, связанных с неблагополучием в определенных сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского сообщества,
- выработка сценариев развития и совершенствования городской социальной среды с ориентацией на насущные потребности жителей города,
- долгосрочное и среднесрочное планирование альтернатив развития города в целом или его отдельных районов,
- выделение основных звеньев в цепочках управления, дающих сбои в продвижении решений администрации до населения,
- совершенствование системы управления социально-экономической жизнью города.
Задачи социально-экономический мониторинга могут быть сведены к следующим:
- Организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;
- Оценка и системный анализ полученной информации, выявление причин, вызвавших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;
- Обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономический мониторинга.
Подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержание позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления и власти.
Главная же функция системы социально-экономического мониторинга состоит в обеспечении соответствующих органов территории полной, достоверной и своевременной информацией о процессах, происходящих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации.[22]
Ведущим принципом организации социально-экономического мониторинга является целенаправленность. Он предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование этому принципу позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для создания экономически эффективной системы.
Реализация системного подхода к организации мониторинга ориентирует на рассмотрение муниципального образования как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей его с другими территориальными звеньями. Системный подход выводит также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.
Во-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития территории должен осуществляться во взаимосвязи с другими сферами; во- вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (поднаправлений), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций на улучшение положения в той или иной сфере экономики, смягчение социальной напряженности.
Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить:
- непрерывность наблюдения за объектами,
- периодичность снятия информации о происходящих изменениях,
- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени,
- развитие системы социально-экономического мониторинга территории на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения,
- расширение наблюдаемых процессов и увеличение числа объектов.
Разумеется при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет об ее полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.
1.3.3 Типы мониторинговых исследований, проводимых
в современной России.
Социальный мониторинг- инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к социально- экономической политике.
В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских организаций, разрабатывающих множество специфических проблем социального мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них[23]:
1.Мониторинг экономических условий в Российской Федерации; Российский
Продольный (мониторинг, основанный на использовании выборки постоянного
состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)
2.Всероссийское панельное исследование
3.Бюджетное исследование Госкомстата
4.Мониторинг социально- экономического потенциала семьи, опубликованный Министерством труда и социального развития
5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)
Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все проводимые исследования в социально- экономической сфере России. (подробнее см. Приложение 1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16