Национальная экономика: результаты и их измерение

79?. Инновационные стратегии и их реализация

Различают следующие виды инновационных стратегий :

1)Наступательная стратегия – технологическое лидерство.

Данная стратегия базируется на разработке и выпуске на рынок преимущественно нового продукта. Основной мотив данной стратегии – добиться признания данной технологии как образца для отрасли и продолжать лидерство путем дальнейших незначительных модификаций  и иных нововведений, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.

Наступательная стратегия требует значительных финансовых и иных ресурсов и сопровождается высоким риском.

2)Оборонительная стратегия – «следование за лидером.»

Данная стратегия базируется на максимально быстрой абсорбции нововведений и расширении рыночной базы. Выгода оборонительной стратегии состоит в том, что фирма может концентрироваться на продуктах, уже ставших известными рынку и получивших признание.

3)Стратегия имитации

Данная стратегия базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Данная стратегия предусматривает опытно-конструкторские работы для освоения закупаемых извне лицензий и (пример – фарматическая промышленность производящие лицензированные лекарства).

Так как фирма, проводящая стратегию имитации, не несет издержек по исследования, то она может добиться значительного снижения издержек и высокой рентабельности.

Особое внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску производства.

4)Стратегия зависимости

В данной ситуации все функции НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) остаются вне фирмы, и она сосредотачивает свои усилия лишь в области производства и маркетинга. Такие стратегии реализуются в форме отдельных совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникших на новые рынки.

5)Стратегия ниши.

Данная стратегия состоит в поиске ниши на рынке. Основное требование к данной стратегии – достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков.


80?. Инновационные проекты и программы: экономическое обоснование и риски

Понятие инновационный проект рассматривается:

-   как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей

-   как процесс осуществления инновационной деятельности

-   как пакет документов, обеспечивающий эти мероприятия.

Эти 3 аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов. Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем обеспечивает комплексный, системный подход. По структуре и по инновационной деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно-технические и на проекты системного обновления предприятия. Инновационные проекты также подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации.

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком и их производство должно быть прекращено. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Важным условием осуществимости инновационного проекта является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества.

Для инновационных проектов важны новизна, лицензионная защита, приоритетность направления, инновационный, конкурентоспособность  внедряемого новшества. В критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, финансовая эффективность, техническая оснащенность.


81?. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии. Инновационный проект - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность: советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса; проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи до серийного производства; отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках: отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах; инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма; финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений. В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений; возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний; возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых; меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций. Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков.


82?.Сущность стратегического управления: причины, методы, технологии

Система стратегического управления с учетом особенностей внутренней и внешней среды должна выполнять определенное число функций, решать определенные задачи.

Стратегия – это план управления объектом, организацией, направленный на укрепление ее позиций на рынке, удовлетворение потребителей ее продукции, достижение поставленных целей. К числу задач стратегического управления можно отнести:

1)определение вида коммерческой деятельности, целей, долгосрочных перспектив развития.

2)превращение общих целей в конкретные направления работы, задачи.

3)разработка, создание стратегии

4)реализация, выполнение стратегии

5)оценка результатов деятельности, внесение изменений стратегический план или методы его реализации.

Эти задачи отражают последовательность процесса стратегического управления:

1)Миссия компании (предназначение) – основная цель или задача компании, четко выраженная причина ее существования и предназначения. Установление миссии предполагает определение сферы деятельности компании, тех услуг, которые она будет предоставлять клиентам.

Определение целей – перевод стратегических установок развития компании в конкретные задачи.

2) Стратегические цели – цели, позволяющие реализовать миссию компании, которые направлены на укрепление ее позиций на рынке.

3) Стратегический план – документ, определяющий направление развития компании, цели, задачи и меры по выполнению стратегии.

Миссия компании, цели и выбранная стратегия вместе и составляют стратегический план.

4)Реализация стратегии – управленческая деятельность, контроль за ее выполнением. Успешное выполнение стратегии требует создания определенных организационных условий; управления бюджетом; мотивации персонала, обеспечения внутреннего руководства.

5)Оценка результатов деятельности, внесение изменений в стратегический план или методы его реализации. Коррективы вносятся как в миссию, цели, стратегию, так и в реализацию. Эта задача стратегического управления и означает, что стратегический менеджмент – это непрерывный процесс, позволяющий отслеживать изменения как внутри организации, так и вне ее.


Процесс стратегич. управления

83?. Миссия и цели организации, их роль в управлении

Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия должна быть официально сформулирована, и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Выбор слишком узкой миссии может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений, слишком обширной – повредить успеху организации.

Цель – описание результатов деятельности организации в будущем.

5 правил формулирования целей:

-   цель должна быть измеримой и конкретной (снижать текучесть кадров на 10% в год)

-   цель должна иметь сроки

-   цель должна быть однозначно определена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать