Таблица 18
Показатели прибыли и рентабельности ОАО «СРЗ» за 2005-2007 гг.
Наименование
показателя
2005 г.
2006 г.
2006 г. к 2005 г., %
2007 г.
2007 г. к 2006 г., %
1.Выручка, тыс. руб.
950130
1208731
127,22
1432004
118,47
2. Полная себестоимость продаж, тыс. руб.
890202
1136401
127,66
1310091
115,28
3. Прибыль от продаж, тыс. руб.
59928
72330
120,69
121913
168,55
4.Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.
29 799
42 509
142,65
72 649
170,90
5.Чистая прибыль, тыс. руб.
26552
32926
124,01
49567
150,54
6.Рентабельность продаж: стр. 3/стр.1, %
6,31
5,98
94,87
8,51
142,27
7.Рентабельность производственной деятельности по прибыли от реализации: стр. 3/стр.2, %
6,73
6,36
94,55
9,84
154,61
8.Средняя стоимость совокупных активов ф.1 (стр. 300 н.г + стр.300 к.г.) / 2, тыс. руб.
630 120
701 801
111,38
773 880
110,27
9.Средняя стоимость текущих активов ф.1 (стр. 290 н.г + стр.290 к.г.) / 2, тыс. руб.
580 110
650 130
112,07
670 110
103,07
10.Средняя стоимость собственного капитала ф.1 (стр. 490 н.г + стр.490 к.г.) / 2, тыс. руб.
360 144
340 012
94,41
405 100
119,14
11.Средняя стоимость производственных средств ф.1 (стр. 120 н.г + стр.120 к.г.) / 2 + (290 н.г. + стр.290 к.г.) / 2, тыс. руб.
620110
710500
114,58
730 050
102,75
12.Рентабельность совокупных активов: стр. 5/стр.8, %
4,21
4,69
111,34
6,40
136,52
13.Рентабельность текущих активов: стр. 5/стр.9, %
4,58
5,06
110,65
7,40
146,05
14.Рентабельность производственных средств: стр. 5/стр.11, %
4,28
4,63
108,23
6,79
146,51
15.Рентабельность собственного капитала: стр. 5/стр.10, %
7,37
9,68
131,35
12,24
126,35
Как показали результаты исследования, за анализируемый период отмечается прирост таких показателей как рентабельность совокупных активов, текущих активов и производственных средств. При этом следует указать, что коэффициент рентабельности совокупных активов показывает - сколько чистой прибыли имеет предприятие с 1 рубля, вложенного в имущество предприятия (включая как внеоборотные, так и оборотные активы).
Коэффициент рентабельности текущих активов включает только оборотные (текущие активы). Коэффициент рентабельности производственных средств показывает – сколько чистой прибыли имеет предприятие с 1 рубля, вложенного в основные и оборотные средства предприятия.
При этом, за указанный период отмечено также увеличение рентабельности собственного капитала, продаж и производственной деятельности по прибыли от реализации, что говорит об эффективности использования собственного капитала и недостаточной экономичности деятельности.
Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает - сколько прибыли имеет предприятие с 1 рубля, вложенного в собственный капитал. Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке и при этом напрямую характеризует экономичность текущей деятельности предприятия.
Коэффициент рентабельности производственной деятельности по прибыли от реализации показывает - сколько прибыли предприятие имеет с 1 рубля затрат. При этом следует указать, что показатель рентабельности продаж в первую очередь характеризует эффективность коммерческой деятельности, а показатель рентабельности производственной деятельности по прибыли от реализации характеризует окупаемость издержек производства.
В результате, делаем вывод – за 2005-2007 гг. отмечен рост отдельных показателей рентабельности использования средств предприятия, что в будущем окажет положительное влияние на финансовое состояние предприятия.
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Теоретические вопросы корпоративного управления: социально-экономические аспекты
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма (предприятие). Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. В отличии от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, внутри фирмы - прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Что же представляет собой промышленная фирма? На сегодняшний день наиболее распространенным типом являются два типа предприятий - это государственные предприятия и предприятия-корпорации. Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие [9].
Корпорация - общество, основанное на вкладах участников (акционеров). Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности) [9].
Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Современное крупное промышленное предприятие представляет собой сложную производственную социально-экономическую систему, которой присущи все характеристики системы: вход, выход, процесс, цель, обратная связь и т.д. Предприятие приобретает у поставщиков ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет благодаря трудовой деятельности коллектива производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям.
Кроме поставщиков и потребителей внешней средой по отношению к предприятию являются вышестоящая организация (различные органы, министерства), банк, через который осуществляются все финансовые операции с поставщиками и потребителями. Промышленное предприятие, как и всякая сложная система, состоит из комплекса более простых систем, выполняющих определенные функции.
В производственно-техническом отношении предприятие представляет собой технико-технологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска.
Организационно предприятие представляет собой первичное звено промышленности, производственную единицу народного хозяйства с определенной внутренней структурой, внешней средой, закономерностями функционирования и развития. Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления предприятием и цехами, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями.
В социальном отношении предприятие выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие общественных, коллективных и личных интересов, складываются отношения дружеской взаимопомощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25