Художники передвижники

"умирают" в неотразимом чувстве родины, родных мест.

Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание настроения есть, может

быть, только в той картине, которой сам художник особенно дорожил, - "Над

вечным покоем". Это пейзажное memtnto mori: в огромном небе тревожно и

грозно наплывают тучи над таким маленьким по сравнению с небом, таким

смиренным кладбищем возле деревянной церкви. Об этой картине Левитан писал

Третьякову: "...в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием".

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным

человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до

попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться

жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и

трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком

диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости

вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и

неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем

1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные

этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди глину, Левитан

написал самые мажорные свои вещи - "Март", "Озеро в солнечный день",

"Золотую осень". И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, -

"Летний вечер". Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка,

околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной

живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих

тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь.

Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному

свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что

"там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,

вечного". Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.

В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось

излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии,

найти "тихую обитель". Название этой картины - своеобразная черта времени.

Кажется, русское искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.

"Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена вечными неустанными

поисками. ...Развитие его творчества - это поиски новых и новых образов

русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А

вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы,

отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями

эволюция всего живописного строя искусства Левитана", - пишет в своей

монографии "Левитан. Жизнь и творчество" А. А. Федоров-Давыдов.

Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна,

акварели, пастели, графика, иллюстрации.

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество

Левитана: "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей

настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем

русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие

стороны Сероват", Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей,

смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся

вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного

"левитановским"".

В Петербурге шел трудный и сопряженный с большими издержками процесс

взаимной адаптации позднего передвижничества и позднего академизма,

художественная жизнь Москвы протекала гораздо более ярко, чем в столице.

Здесь развивались свои, московские традиции, заложенные в Училище живописи

и ваяния, здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в последней

четверти века работали и Суриков, и Васнецов, и Поленов и формировалась

плеяда новых молодых талантов. В Москве собственным путем развивалась

пейзажная живопись, подарив русскому искусству несравненного Левитана.

[pic]

Березовая роща

1885-1889

Бумага на холсте

28,5*50

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Вечер на Волге

1889

Холст, масло

115*56

Государственнная Третьяковская галерея

[pic]

Осенний день. Сокольники

1897

Холст, масло

145*189,7

Государственнная Третьяковская галерея

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской

области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского

и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член

Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в

Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых

народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, издавалась в 1867; "Тарас

Бульба" Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с

небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в

серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни

мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой

наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С

квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в

Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал

произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,

посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых

русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился

придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме

воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами"

(1880), "Аленушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-

царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в

богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в

Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи

Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся

народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка"

А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и

одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской

опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, - пример

творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического

материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрально-

декорационного искусства в конце 19 - начале 20 вв. Пейзажные фоны

произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые

глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической

непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру

("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в

развитии русской пейзажной живописи. В 1883-85 Васнецов выполнил

монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в

1885-96 - большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях

Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и

эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи,

которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в

зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному

художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а

порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший

распространение в России стиль "модерн". Васнецов исполнил также ряд

портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в

Третьяковской галерее), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина

(акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены

церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой;

1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время

Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни

Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26;

обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

[pic]

Алёнушка

1881

Холст, масло

173*121

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Иван Царевич на сером волке

1889

Холст, масло

249*187

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Три богатыря

1879

Холст, масло

245*187,4

Государственнная Третьяковская галерея

[pic]

Царь Иван Васильевич Грозный

1896

Холст, масло

148*241,5

Государственнная Третьяковская галерея

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ

Серов Валентин Александрович (1865, Петербург - 1911, Москва) - художник.

Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано

проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в

Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел

Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший

на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной

подготовкой к поступлению в Академию художеств, студентом к-рой Серов стал

в 1882. Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил,

покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать