"умирают" в неотразимом чувстве родины, родных мест.
Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание настроения есть, может
быть, только в той картине, которой сам художник особенно дорожил, - "Над
вечным покоем". Это пейзажное memtnto mori: в огромном небе тревожно и
грозно наплывают тучи над таким маленьким по сравнению с небом, таким
смиренным кладбищем возле деревянной церкви. Об этой картине Левитан писал
Третьякову: "...в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием".
Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным
человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до
попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться
жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и
трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком
диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости
вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и
неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем
1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные
этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди глину, Левитан
написал самые мажорные свои вещи - "Март", "Озеро в солнечный день",
"Золотую осень". И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, -
"Летний вечер". Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка,
околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной
живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих
тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь.
Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному
свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что
"там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,
вечного". Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.
В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось
излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии,
найти "тихую обитель". Название этой картины - своеобразная черта времени.
Кажется, русское искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.
"Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена вечными неустанными
поисками. ...Развитие его творчества - это поиски новых и новых образов
русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А
вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы,
отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями
эволюция всего живописного строя искусства Левитана", - пишет в своей
монографии "Левитан. Жизнь и творчество" А. А. Федоров-Давыдов.
Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна,
акварели, пастели, графика, иллюстрации.
Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество
Левитана: "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей
настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем
русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие
стороны Сероват", Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей,
смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся
вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного
"левитановским"".
В Петербурге шел трудный и сопряженный с большими издержками процесс
взаимной адаптации позднего передвижничества и позднего академизма,
художественная жизнь Москвы протекала гораздо более ярко, чем в столице.
Здесь развивались свои, московские традиции, заложенные в Училище живописи
и ваяния, здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в последней
четверти века работали и Суриков, и Васнецов, и Поленов и формировалась
плеяда новых молодых талантов. В Москве собственным путем развивалась
пейзажная живопись, подарив русскому искусству несравненного Левитана.
[pic]
Березовая роща
1885-1889
Бумага на холсте
28,5*50
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Вечер на Волге
1889
Холст, масло
115*56
Государственнная Третьяковская галерея
[pic]
Осенний день. Сокольники
1897
Холст, масло
145*189,7
Государственнная Третьяковская галерея
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской
области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в
Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского
и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член
Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в
Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых
народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, издавалась в 1867; "Тарас
Бульба" Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с
небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в
серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни
мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой
наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С
квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в
Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал
произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,
посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых
русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился
придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме
воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами"
(1880), "Аленушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-
царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в
богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в
Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи
Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся
народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка"
А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и
одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской
опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, - пример
творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического
материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрально-
декорационного искусства в конце 19 - начале 20 вв. Пейзажные фоны
произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые
глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической
непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру
("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в
развитии русской пейзажной живописи. В 1883-85 Васнецов выполнил
монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в
1885-96 - большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях
Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и
эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи,
которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в
зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному
художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а
порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший
распространение в России стиль "модерн". Васнецов исполнил также ряд
портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в
Третьяковской галерее), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина
(акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены
церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой;
1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время
Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни
Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26;
обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
[pic]
Алёнушка
1881
Холст, масло
173*121
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Иван Царевич на сером волке
1889
Холст, масло
249*187
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Три богатыря
1879
Холст, масло
245*187,4
Государственнная Третьяковская галерея
[pic]
Царь Иван Васильевич Грозный
1896
Холст, масло
148*241,5
Государственнная Третьяковская галерея
ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург - 1911, Москва) - художник.
Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано
проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в
Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел
Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший
на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной
подготовкой к поступлению в Академию художеств, студентом к-рой Серов стал
в 1882. Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил,
покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22