Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках
русского реалистического пейзажа. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце
семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских
пейзажистов. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И.
Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого
художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым
возглавил передвижническую школу пейзажа. В его лучших произведениях
реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких
ступеней.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему
обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей,
впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные
черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается
неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник.
Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и
другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако
трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина
этого времени находят отражение общие для русского изобразительного
искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением
работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами,
воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к
передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих
произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует
принципы тональной живописи.
Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело
сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя
мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у
него предельно точной и уверенной.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей
степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья
Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными,
чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо
"Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно
выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина
лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой
литературе. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884),
"Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)"
(оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной
дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по
финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Все они отличаются
обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией
близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при
сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со
всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном
свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является
существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения
мастера.
Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в
пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям
развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда
усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной
форме.
В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто
семь этюдов, привезенных из поездки на Восток. Шишкин же впервые выступил с
группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На
протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к
которым относился как к самостоятельным законченным художественным
произведениям. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках
не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально
важной была для него эта область художественной деятельности.
Некоторые этюды Шишкина приобретались П. М. Третьяковым вскоре после их
окончания. К ним относится пейзаж "Пасека" (1882) с голубым облачным небом
и прекрасно разработанной темной зеленью. Он гораздо живописнее по
сравнению с аналогичной по мотиву картиной 1876 года "Пасека в лесу".
Художник приблизил к зрителю ульи и крытый соломой сарай, сократил
подробный рассказ и достиг большой емкости и цельности художественного
образа.
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые
состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоз-
душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода
произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи
картина "Туманное утро" (1885). Как нередко бывало у художника, увлекший
его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин
написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский
остров в тумане", в 1889 году - "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890
году - снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся
на двадцать пятой передвижной выставке).
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется
картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К. А.
Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого
полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по
всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной
выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у
Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с
включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в
сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа,
задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного
маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего
Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает
возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть
так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в
самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве
(сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и
эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском
музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у
Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на
картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив
утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от
замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом
методе, свойственных именно Шишкину".
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал
ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно
выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно
утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими
вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина
оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю
этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого
леса.
На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно
редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину
"Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных
рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в
тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в
розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях
сосен кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы
огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных
выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих
художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников
разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с
теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.
Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской, идейно-
художественной программы передвижников, активно участвовавший своим
творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал:
"Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые
робкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо
намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело
можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества
создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского
искусства.
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут
поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает
уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22