Художники передвижники

неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых

большой духовной красотой. Эта работа Репин стала новым явлением в русской

живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став

обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим

противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу

общества - народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то

время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился

с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих

лет "Парижское кафе" (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует

о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты

парижской жизни. Во Франции Репин написал картину "Садко в подводном

царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более

удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репин

пленэрной живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский

художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже",

1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Репин едет в

Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых

произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся

поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская

галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, - оба

1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин

изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -

начале 1880-х гг. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно

работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей;

"Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах

раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном

правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Репин к

созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной

России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение.

Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений,

многообразие её жизни Репину удалось показать в картине "Крестный ход в

Курской губернии" (1880-83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное

шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,

священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление

безбрежной стихийной силы, Репин дал в картине яркие характеристики

действующих лиц. Это произведение Репина стало целой поэмой о бедности и

забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других

"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего

строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и

могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось

высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое

солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

С 1882 Репин жил в Петербурге. Конец 1870-х - 1880-е гг. наиболее

плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его

лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с

самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни

России. В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения.

Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,

Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и

силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения

("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали",

1884-88, - все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -

"Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе

революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин показал

зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына,

мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для

монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями

героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин

пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.

Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал

бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая

живопись. В 1870-80-е гг. Репин создаёт и лучшие портреты. В них проявились

его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной

портретной галерее, созданной Репиным, как и в жанровых картинах,

раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном плане

и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873),

А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881),

П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -

все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого

мастерства достигает Репин в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном

рисунке; графическая манера Репина к этому времени становится свободной,

способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок

"Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887,

Русский музей, - оба карандаш). В 1880-1900-е гг. Репин много работает над

иллюстрациями.

Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его

интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью.

Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными

историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи

("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын

его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней

страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.

Последним значительным историческим произведением Репина была картина

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Русский музей),

главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий

свои интересы. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис,

временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают

мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей

демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние

позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин

равных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. -

это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным

творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,

Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных

характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному

групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета"

(выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-

03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями

своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического

искусства. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став

учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского,

Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в

Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала

Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал

вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт

мемориальный музей. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1958

в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер,

архитектор И. Е. Рожин).

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ

Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января

1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской

линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также

была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и

Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта

1695—1698 годов. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со

всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не

осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец

его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался

лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала

врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о

красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством

людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с

величественной природой, живым дыханием истории.

Первым, кто поддержал мальчика, был Н. В. Гребнев, учитель рисования

Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил с похвальным

листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров,

постепенно постигая искусство их времени, "Гребнев меня учил рисовать, чуть

не плакал надо мною", — с благодарностью говорил Суриков о своем первом

наставнике.

Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить

канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца

пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ

икону "Богородичные праздники".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать