лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он
переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и
зодчества.
"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в
Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,
когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов
изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а
дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;
сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,
что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в
рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают
священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел
изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать
степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность
и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.
Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему
первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого
деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и
хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов
передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.
Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом
между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может
опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест
официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения
художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу
Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что
будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы
покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"
1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,
Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая
гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность
раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем
свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские
тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,
бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не
двигается. Большие картины остаются незаконченными.
"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа
жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",
- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища
пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов
превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает
свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",
"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "
Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о
человеческом горе.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов
покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный
пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в
пустынном холодном мире.
Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани
с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого
периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у
заставы"(1868 г.).
Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания
шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы
были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков
начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов
- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.
Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно
становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление
жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем
представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него
привычки, кто его окружает.
Большинство его моделей- писатели. Литература занимала центральное место в
культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение
общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за
разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким
предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное,
нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя,
этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского
языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик,
покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля
просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины
ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди
служителей церкви, сколько среди интеллигенции.
В иконостас "лучших людей русских" включаются и портреты крестьян.
Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет
ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший
из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается
чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная
старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как
"Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои -
чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с
природой.
Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и
лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в
экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей
Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,
выйдет из его состава.
Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины,
не понятый товарищами, списанный с "корабля современности" Крамским и
другими критиками. В эти годы рождается Перов - исторический живописец. Он
обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о
Емельяне Пугачеве: "Восстание", "Помещики и крестьяне", "Суд Пугачева" -
замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось
осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную
картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита
Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные
моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко
личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно
эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста".
"Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" -
примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по
форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском
искусстве.
Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если
раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь
он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.
Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не
заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы,
но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он
умирает от чахотки.
Путь Перова в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся
меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во
время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у
Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими
художниками: М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. С. Архипов.
С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая
воспоминания о своем учителе, художник М. В. Нестеров писал: "Перова больше
нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце".
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ
Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля
1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал
в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком;
детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и
помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-
математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского
университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию
Художеств, где занимался под руководством П. Басина .
В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает
Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в
1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него
сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка
произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым и имел
случай увидеть его картину "Явление Христа народу", которая не произвела на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22