Художники передвижники

лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он

переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и

зодчества.

"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в

Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,

когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов

изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а

дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;

сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,

что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в

рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают

священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел

изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать

степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность

и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему

первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого

деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и

хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов

передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.

Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом

между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может

опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест

официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения

художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу

Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что

будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы

покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"

1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,

Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая

гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность

раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем

свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские

тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,

бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не

двигается. Большие картины остаются незаконченными.

"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа

жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",

- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища

пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.

Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов

превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает

свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",

"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "

Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о

человеческом горе.

Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов

покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный

пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в

пустынном холодном мире.

Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани

с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого

периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у

заставы"(1868 г.).

Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания

шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы

были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков

начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов

- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.

Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно

становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление

жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем

представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него

привычки, кто его окружает.

Большинство его моделей- писатели. Литература занимала центральное место в

культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение

общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за

разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким

предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное,

нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя,

этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского

языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик,

покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля

просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины

ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди

служителей церкви, сколько среди интеллигенции.

В иконостас "лучших людей русских" включаются и портреты крестьян.

Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет

ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший

из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается

чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная

старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как

"Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои -

чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с

природой.

Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и

лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в

экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей

Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,

выйдет из его состава.

Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины,

не понятый товарищами, списанный с "корабля современности" Крамским и

другими критиками. В эти годы рождается Перов - исторический живописец. Он

обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о

Емельяне Пугачеве: "Восстание", "Помещики и крестьяне", "Суд Пугачева" -

замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось

осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную

картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита

Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные

моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко

личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно

эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста".

"Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" -

примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по

форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском

искусстве.

Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если

раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь

он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.

Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не

заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы,

но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он

умирает от чахотки.

Путь Перова в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся

меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во

время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у

Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими

художниками: М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. С. Архипов.

С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая

воспоминания о своем учителе, художник М. В. Нестеров писал: "Перова больше

нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце".

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля

1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал

в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком;

детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и

помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-

математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского

университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию

Художеств, где занимался под руководством П. Басина .

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает

Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в

1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него

сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка

произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым и имел

случай увидеть его картину "Явление Христа народу", которая не произвела на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать