Художники передвижники

Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой,

маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны

с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900, ГРМ).

Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением

художника. Одна из лучших композиций - темпера "Петр 1" (1907, ГТГ). Петр

на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному

ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их

развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В

стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в

тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках - во всем ощущение динамики

преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии,

вихревому натиску мужественных людей.

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное

впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью

памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать

существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает

поэтическое сказание "Похищение Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты

"Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).

Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Его занавес к балету

"Шехерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне.

Интересом к монументально-декоративному искусству было вызвано и особое

решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Серов находил в

облике актрисы черты подлинного Востока и сравнивал ее с фигурами античных

барельефов.

В портретах последних лет - О. К. Орловой (1911, ГРМ), В. О. Гиршмана

(1911, ГТГ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это

особенно заметно в портрете Г. Л. Гиршман (1911, ГТГ) и в неоконченном

портрете П. И. Щербатовой.

Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к

Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете

творчества, в возрасте сорока шести лет...

Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом

мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого

слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал,

выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".

[pic]

Портрет Г. Л. Гиршман

1907

Масло, холст

140*140

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Портрет балерины А.П.Павловой

1909

бумага голубая, уголь, мел

194*170

Государственный Русский Музей

[pic]

Девочка с персиками

1887

Холст, масло

91*85

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Волы

1885

Холст, масло

47,5*59,5

Государственная Третьяковская галерея

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ

Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель

организатор "передвижников".

С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-

демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и Н. Добролюбова.

Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую

художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл

определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-

1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом

передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и

темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен

Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для

искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по

преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал

глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть

действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через

всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным

взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан

П. М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость,

общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался

камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя

Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика

живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты

Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла

Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В. Г. Перов, а в 1880-

е годы - И. Е. Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей

русской культуры, прежде всего писателей.

Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет

Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и

передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков -

Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и

вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет

А. С. Грибоедова (1873).

На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского

"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского

неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе

В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую

ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого

человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли

за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно

понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и

выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности

отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент

сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной

предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку

жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.

В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",

"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается

связано с воплощением женских образов.

Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим

толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не

присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не

остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как

бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его

недостижимость.

"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина

Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших

сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина

"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы

продолжать жить.

Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на

помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и

крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется

сдержанное достоинство искусства Крамского.

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -

29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский

живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у

Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76

пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных

художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В

годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние

И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с

В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он

стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными

академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над

портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических

произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться

жизненности образов, выразительной психологической характеристики

действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-

Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент

художника, умение использовать позу, жест модели для её образной

характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты

В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и

В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал

большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская

консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки

действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает

принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от

жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал

жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому

и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский

музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает

скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать