Появляется цикл карандашных рисунков, гуашей, акварелей, картин темперой,
маслом. Небольшие композиции кажутся необычайно жизненными, будто написаны
с натуры ("Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны", 1900, ГРМ).
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением
художника. Одна из лучших композиций - темпера "Петр 1" (1907, ГТГ). Петр
на "журавлиных" ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному
ветру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их
развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В
стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в
тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках - во всем ощущение динамики
преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии,
вихревому натиску мужественных людей.
В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное
впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью
памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать
существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает
поэтическое сказание "Похищение Европы" (1910, ГТГ) и различные варианты
"Одиссея и Навзикаи" (1910, ГТГ, ГРМ).
Не менее интересна работа В. А. Серова в театре. Его занавес к балету
"Шехерезада" имел большой успех и в Париже и в Лондоне.
Интересом к монументально-декоративному искусству было вызвано и особое
решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). Серов находил в
облике актрисы черты подлинного Востока и сравнивал ее с фигурами античных
барельефов.
В портретах последних лет - О. К. Орловой (1911, ГРМ), В. О. Гиршмана
(1911, ГТГ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это
особенно заметно в портрете Г. Л. Гиршман (1911, ГТГ) и в неоконченном
портрете П. И. Щербатовой.
Рано утром 22 ноября 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс к
Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете
творчества, в возрасте сорока шести лет...
Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом
мастера поэт В. Брюсов писал: "Серов был реалистом в лучшем значении этого
слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал,
выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".
[pic]
Портрет Г. Л. Гиршман
1907
Масло, холст
140*140
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Портрет балерины А.П.Павловой
1909
бумага голубая, уголь, мел
194*170
Государственный Русский Музей
[pic]
Девочка с персиками
1887
Холст, масло
91*85
Государственная Третьяковская галерея
[pic]
Волы
1885
Холст, масло
47,5*59,5
Государственная Третьяковская галерея
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель
организатор "передвижников".
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-
демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и Н. Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую
художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл
определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-
1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом
передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и
темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен
Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для
искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по
преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал
глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть
действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Через
всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным
взлетом в 1870-е годы Крамской - портретист во многом обязан
П. М. Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость,
общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался
камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя
Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика
живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность. Лучшие портреты
Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла
Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В. Г. Перов, а в 1880-
е годы - И. Е. Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей
русской культуры, прежде всего писателей.
Центральным творением Крамского 1870-х годов явился портрет
Л. Н. Толстого(1873). С силой, почти равною толстовской, художник понял и
передал владевшее Толстым чувство единства с жизнью. М. Е. Салтыков -
Щедрин в портрете 1879 года предстает, напротив, в состоянии открытого и
вызывающего противостояния действительности. Очень интересен и портрет
А. С. Грибоедова (1873).
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского
"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. Крамского
неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе
В. М. Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую
ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого
человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли
за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу". Эти слова невозможно
понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и
выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности
отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент
сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной
предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку
жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",
"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого оказывается
связано с воплощением женских образов.
Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим
толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не
присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не
остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как
бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его
недостижимость.
"Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина
Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших
сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина
"Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы
продолжать жить.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на
помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему "успокоение и
крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется
сдержанное достоинство искусства Крамского.
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -
29.9.1930, Куоккала, Финляндия, Репино Ленинградской области], русский
живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в
Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у
Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864-71; в 1873-76
пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных
художественных выставок. Действительный член петербургской АХ (1893). В
годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние
И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с
В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он
стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин работает над учебными
академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, - над
портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических
произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться
жизненности образов, выразительной психологической характеристики
действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Санкт-
Петербург). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент
художника, умение использовать позу, жест модели для её образной
характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты
В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и
В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее). В эти годы Репин создал
большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72, Московская
консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки
действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-х гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от
жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому
и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73, Русский
музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает
скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин передал индивидуальные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22