Художники передвижники

владимирской, строгановской и другим. Время, однако, выдвигало новые

требования. Наряду с упадком церковной живописи нарождалось искусство

портрета, называвшегося при царе Алексее Михайловиче "парсуной". Правда, в

первых русских парсунах еще очень сильно влияние иконы с ее бесплотной,

застылой неподвижностью; как ни тщательно выписаны в них одежды, лица

остаются безжизненно плотскими. Но уже при Петре вместе с решительной

ломкой старого, вместе с глубокой перестройкой всей русской жизни

появляются действительно талантливые портретисты - Андрей Матвеев,

Иван Никитин. Оба они были обучены за границей (один в Голландии, другой в

Италии). Но Петр, охотно посылая даровитых юношей заграницу, понимал

необходимость своей, русской школы. Отправляя Ивана Никитина в Италию, он

писал своей жене Екатерине в Данцик, чтобы та поручила молодому художнику

написать побольше портретов, "дабы знали, что есть и из нашего народа

добрые мастера". Именно у Петра возникла впервые мысль об устройстве

Академии художеств в России, по образцу академий, давно уже существовавших

в Европе. Но этот свой замысел он так и не успел осуществить, и еще много

лет после его смерти - в темные времена бироновщины и позднее - к русскому

двору приглашались щедро оплачиваемые итальянцы, французы, немцы,

австрийцы, а для украшения дворцов и петербургских парков привозились

статуи из Венеции и Рима. "Добрый мастер" Никитин, любимец Петра, был

сослан взбалмошной и жестокой императрицей Анной в Сибирь. А портретист

Каравакк, приглашенный из Франции, живописец несомненно умелый, но мало

даровитый, задавал всему тон и наделен был правом судить, что хорошо, а что

плохо. Но даже и в те времена засилья заезжих знаменитостей русский талант

пробирался наружу. Крепостной Иван Аргунов, отданный в обучение итальянцу

Ротори, стал умелым портретистом, а в последствии сам обучил Антона

Лосенко, первого нашего исторического живописца. Отец русской науки и

литературы Ломоносов создал школу художников-мазайчистов. А с основанием

Московского университета возникла мысль об открытии здесь художественного

отделения. Но профессора, выписанные для этой цели из Парижа, не пожелали

жить в Москве, вдали от императорского двора и высшей знати, на широко

известные щедроты которой они и рассчитывали, отправляясь в Россию. И вот в

1757 году состоялся указ правительственного сената, которым было проверенно

"Академию художеств здесь, в Санкт-Петербурге, учредить..."

Душою нового учреждения и первым президентом стал елизаветинский

просвещенный вельможа, любитель искусств Иван Иванович Шувалов, а первыми

профессорами - французы Деламод, Лагрене и Желле. Итак, "три знатнейших

художества" - архитектура, скульптура, живопись... Первое - для сооружения

дворцов и соборов, на манер итальянских и французских. Второе и третье -

для украшения их статуями, бюстами, картинами и портретами. Таков был, по

меткому определению В.В. Стасова, "придворно-иностранный" период развития

русского искусства. Придворный - по самой сущности требований, какие

императорский двор ставит перед художниками. Иностранный - по установленной

раз и на всегда системе обучения, строго державшейся правил, выработанных

еще в XVI веке, когда в Италии основана первая в мире академия. По уставу,

"дарованному" Екатериной II, в императорскую Академию художеств зачислялись

на казенный кошт мальчики в возрасте от восьми до двенадцати лет. Набранные

из разных сословий, они поселялись при академии, где жили в больших общих

залах-дортуарах под надзором гувернеров, инспекторов и учителей. Все они

должны были с утра до вечера заниматься рисованием, архитектурой,

скульптурой, музыкой и науками, а если кто-либо не выказывал достаточных

способностей к этим занятиям, то таких заставляли обучаться ювелирному делу

или другому "изящному" ремеслу (среди которых, к слову, числилось и ремесло

часовщика). Ученики разделялись на три возраста - 1-й, 2-й, 3-й. Учась, они

получали за живопись, скульптуру и архитектуру медали; прежде всего

серебряные (малую и большую) - за рисунки, этюды, эскизы, а затем и золотые

- за картины, проекты, скульптуры, задаваемые по конкурсу. Получившие

большую золотую медаль отсылались на счет казны за границу пенсионерами -

на шесть лет. Отличившихся дальнейшими успехами академия награждала званием

академика и профессора. Вот в общих чертах екатерининский устав. Чего же

стоили выбитые по велению императрицы над главным входом в академию слова:

"Свободным художествам"?

ТЯЖЕЛЫЙ КАПКАН

Попытайтесь вообразить себя на месте десяти-двенадцатилетнего мальчика,

привезенного из дедовской Москвы или откуда-нибудь из украинских степей в

императорский Санкт - Петербург и помещенного на казенный кошт в академию.

Здесь, в этих стенах, вам предстоит прожить семь-восемь лет. Встав рано

утром, помолившись вместе с другими и позавтракав за общим столом, вы

отправляетесь в рисовальный класс. Здесь вы будете под бдительным оком

учителей копировать "оригиналы", - проще говоря, гравюры с прославленных

картин (или же подлинные рисунки иностранных и русских художников).

Рафаэль, Микеланджело, Гвидо Рени, Рубенс... Вы приучитесь трепетать перед

этими именами , еще не уразумев глубоких различий между ними. А когда ваш

карандаш покорится руке, когда вы обучитесь самым точным образом повторять

то, что дорогой ценой завоевано другими, вас переведут в "головной класс".

Здесь вы будете рисовать с гипсов - так именуются слепки с античных

скульптур. Долго и прилежно станете вы оттушевывать тонко заточенным

карандашом головы Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, старика

Лаокоона, их идеальные носы и уши, (а затем и торсы), и когда наконец вас

переведут в натуральный класс, то какой некрасивой и несовершенной

покажется вам фигура натурщика Ивана или Тараса, взятого в академию за

хорошее телосложение, но все же никак не выдерживающего сравнения с

Аполлоном! Но не робейте. Мудрые профессора объяснят вам, что некрасивую

натуру надо поправлять, что именно в этом состоит высокое назначение

искусства и что для этого-то вас и отдали на выучку к великим мастерам

древности, потому что истинное, величественное и прекрасное - лишь там, а

все рассеянное вокруг вас ничтожно и несовершенно. Об этом вам будут

твердить ежечасно в классах, мастерских и в аудиториях, и вы постигните

понемногу заманчивую премудрость академических правил, раз и навсегда

сочиненных в Болонье, призывавших "сочетать в одном произведении живописи

чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий

Веронезе - с идеальной нежностью Рафаэля"...Вас будут учить истории и

мифологии, анатомии и перспективе, а также законам классической композиции,

и когда наконец вам позволят взяться за первый ваш самостоятельный эскиз,

то вы отлично будете знать, что можно, а чего нельзя. Вы будете знать, как

величавы должны быть позы и жесты ваших героев, как лучше расположить их

(ни в коем случае не спиной, а главных героев непременно лицом к зрителю,

но не в профиль!). Вы будете знать, как должны ниспадать складки драпировок

(не одежды, а именно драпировок, потому что зададут вам не какую-нибудь

низменную тему, а что-нибудь вроде "Прощания Гектора с Андромахой" или

"Принятия Нептуна в сонм планет"). Вы будете, наконец, уметь накладывать

краски так неторопливо и постепенно, чтобы картина ваша, когда вы ее

окончите, была блестящей и гладкой, без малейшего следа вашей кисти, будто

создана не земным существом, а самим богом живописи...

Но вот и кончились года учения. Они не прошли для вас в пустую. Из робкого

несмышленыша вы превратились в умелого мастера. Вы знаете на перечет все

картины из академического музея. Речь ваша стала свободной и плавной, а

рука твердой. В академическом хоре вы поете уже не мальчишеским дискантом,

а ломким баском. Вы по-прежнему бедны, но из последних деньжат покупаете

широкополую шляпу и черную накидку, которую можно было бы носить как плащ,

закинув через плечо. Вы полны самых дерзких надежд на будущее. Каково же

оно? Если вы проявили должное усердие и способности, а также готовность

следовать наставлениям учителей, если вам присуждены были в свое время две

серебряные медали за рисунки, а затем и золотая за самостоятельную

композицию, то вам, счастливцу, дозволенно теперь конкурировать на большую

золотую медаль. Холодея от волнения, вы входите в назначенный час вместе с

другими счастливцами в конференц-зал, где за крытым тяжелой суконной

скатертью столом сидят украшенные орденами вершители ваших судеб - ваши

учителя, всесильный совет академии. Вице - президент, поднявшись,

торжественно читает программу - одну для всех, что-нибудь из древней

истории или из Священного писания ; затем ректор наставительно

растолковывает заданное, а затем... затем вас запрут на сутки одного в

мастерской, на наедине с мольбертом, холстом, красками и с вашей библейской

или древнегреческой темой. Ровно через двадцать четыре часа вы должны выйти

оттуда, неся в руках пахнущий свежей краской эскиз, от которого отступить

уже нельзя будет ни на полшага. Но что ж тут такого - за минувшие годы

достаточно поднаторели в "Битвах Самсона с филистимлянами", "Прощаниях

Гектора" и "Притчах о винограде". Беритесь за кисть смелее, делайте, как

учили вас, строго держась "законов прекрасного", и тогда, быть может,

судьба улыбнется : вам присудят большую золотую медаль и пошлют на шесть

лет в Италию. Там вы на первых парах будете жить как в несбыточном сне. То,

о чем столько раз толковал вам профессор "теории изящного" и что казалось

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать