равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной
живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет
уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический
"пейзаж настроения", ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П.
Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба
приехали в Москву из провинции.
"Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, - он
жил на гроши, как и мой брат Николай, да и большинство других учеников,
заработанные то продажей на ученической выставке, то исполнением кое-каких
заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания
школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра
до вечера Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо поражал
меня, так упорно он работал, и стены его "курятника" быстро покрывались
рядами превосходных этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками
где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил природу как-то
особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Искусство
было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем,
верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты".
С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные
отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания
и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою
душу только Чехову.
"Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну,
словом, не понимаю себя вне живописи", - признавался Левитан Чехову в одном
из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: "Со мной
живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению
знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам..."
Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего.
"Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного
рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно
чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее
становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".
В повести Чехова "Три года" есть эпизод посещения художественной выставки а
Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей
кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она "остановилась
перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане
речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в
темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно
быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и
дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-
то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по
красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она
почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке;
и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,
вечного". Взволнованная тем, что "картина стала ей вдруг понятна", Юлия
"начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и
уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин".
Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это
вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо "из
натуры". Повесть "Три года" написана в 1894 году, когда творчество
Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок
лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое "пейзаж
настроения", на какое восприятие он был рассчитан и что значило его
"понимать". Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и
знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже "ничего особенного".
А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их
можно только почувствовать через свой душевный опыт.
Картину "Осенний день. Сокольники" Левитан написал в 1879 году, она была
одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и
была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но
художник уже имел богатый жизненный опыт.
"...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая
женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество
окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках"
первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и
золотея осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого
Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все
осенние дни, нанесенные им на полотно", - так писал о творчестве
выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана известный советский
писатель Константин Паустовский.
Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и
этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной из
лучших картин художника "Тихая обитель", где образ тихой обители и мостков
через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражали глубокие
размышления художника о жизни. Известно, что эта картина произвела сильное
впечатление на Чехова.
Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру
женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат
писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с
переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него
понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о
месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с
окружающим миром.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что
величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.
Картину "Владимирка" в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для
галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном
из воспоминании о Левитане читаем: "однажды, возвращаясь с охоты, мы с
Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна
удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за
дорога... "постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по
которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного
люда...". И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая
затаенная грусть".
Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое
художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах,
превратилась в скорбную тему народного движения. Это подлинный документ
эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду с произведениями, обличающими гнет,
насилие и произвол царской России. Название картины - "Владимирка" - у
людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить
вполне определенные картины жизни России. Но, кроме названия, картина не
содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в
котором Левитан не поступился красотой русской природы, не умолил ее
поэтической прелести и величественности.
Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального
звучания? Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является
образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и
селений и где-то у самого горизонта теряется. Кажется, что она из края в
край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство щемящей
тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. И воображение создает
картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон. "Стонет он по
полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на
железной цепи..." (Некрасов). Важно в картине изображение холодного, серого
неба, занимающего значительную часть холста, по которому вольно бегут
облака. И конечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит.
Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все краски, которые
есть в природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные цвета
приведены к единой тональности и звучат как приглушенные краски серого
сумрачного дня.
Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В
пейзажах "У омутах", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Март", "Золотая
осень", "Большая дорога", "Сумерки. Стога", "Летний вечер", "Озеро, Русь"
нашли отражение размышления художника о смысле жизни.
Картина "У омута" проникнута мрачным предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака
плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого-то.
Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной ночной жизнью, которой не
знает человек. Узкая тропинка, шаткие мостки над омутом ведут в
таинственную, полную неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком
месте.
Совсем иным чувством проникнута картина "Ветреный день". Вероятно, это
самое радостное произведение Левитана.
"Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и
картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных трудов,
был окончен "Ветреный день" с нарядными баржами на первом плане. Этот этюд-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22