Художники передвижники

правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным

завершением его цельного и самобытного творчества стала картина

"Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и

многогранности художественного образа, совершенству композиции.

В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных

прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в

произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое

было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-

вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую

надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник,

создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает

ей особую убедительность.

Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и

типизацией.

В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые

кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно

манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием,

часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности

деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные

сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана

с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца

непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в

изображении хвойного леса.

Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний

день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому,

бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит

о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой,

зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие

лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при

этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна

справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету

молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки

подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато

нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука

художника.

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина)

- как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее,

символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого

монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что

шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил,

но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он

скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только

что начатая картина "Лесное царство".

Вместе с группой коренных передвижников - учредителей и руководителей

Товарищества - Шишкин прошел большой и славный путь. Но в изобразительном

искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка

художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремление к

новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных

образных решений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала

обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения,

которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В этом

отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для

молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед,

а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой

борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не

признавали новаторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками

старшего поколения творчества молодых - тот оселок, на котором выявляется

понимание путей развития искусства.

Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем

художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

Показательно в данном случае то, что он первым и лучшим художником назвал

В. А. Серова - величайшего портретиста, внесшего неоценимый вклад и в

развитие русского пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства

художественной выразительности в изображении скромной русской природы.

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением,

несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался

иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем

глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не

оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той

наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Этой же

школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт,

его знания, его непосредственные занятия с ними.

Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной

годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в

собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной,

противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался

ярким представителем искусства критического реализма, выразителем

демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.

"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину

В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути

к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и

через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и

накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не

выкорчевать"

Сегодня он покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-

то намека на суетливость и компромисс.

Его новаторство - в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и

цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед

натурой.

Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу

пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни - вот что свойственно

былинному складу творчества Шишкина.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ

Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба

Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный

член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын

Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71).

Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-

турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-

корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе

салонного академизма на темы из западно-европейской истории ("Право

господина", 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на

пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленова занимает

пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и

Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков

русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним

из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой

естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной

завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин

сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее).

Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или

лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные

художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего

развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на

Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине

"Христос и грешница" (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить

нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном -

обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение

Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по

замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская галерея).

Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще

всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленов,

посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание

эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма,

свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им.

В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в

области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-

образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской

частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве

просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95

преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики

Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов,

А. Я. Головин и др. В 1905 Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет

АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 -

Поленово, Тульская область) Поленова был создан художественный музей (в

1939 передан родственниками Поленова в дар государству).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать