правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным
завершением его цельного и самобытного творчества стала картина
"Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и
многогранности художественного образа, совершенству композиции.
В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных
прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в
произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое
было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-
вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую
надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник,
создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает
ей особую убедительность.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и
типизацией.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые
кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно
манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием,
часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности
деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные
сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана
с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца
непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в
изображении хвойного леса.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний
день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому,
бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит
о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой,
зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие
лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при
этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна
справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету
молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки
подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато
нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука
художника.
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина)
- как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее,
символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого
монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что
шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил,
но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он
скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только
что начатая картина "Лесное царство".
Вместе с группой коренных передвижников - учредителей и руководителей
Товарищества - Шишкин прошел большой и славный путь. Но в изобразительном
искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка
художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремление к
новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных
образных решений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала
обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения,
которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В этом
отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для
молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед,
а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой
борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не
признавали новаторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками
старшего поколения творчества молодых - тот оселок, на котором выявляется
понимание путей развития искусства.
Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем
художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.
Показательно в данном случае то, что он первым и лучшим художником назвал
В. А. Серова - величайшего портретиста, внесшего неоценимый вклад и в
развитие русского пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства
художественной выразительности в изображении скромной русской природы.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением,
несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался
иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем
глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не
оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той
наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Этой же
школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт,
его знания, его непосредственные занятия с ними.
Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной
годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в
собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной,
противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался
ярким представителем искусства критического реализма, выразителем
демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.
"Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси,- писал Шишкину
В. М. Васнецов в 1896 году,- если мы хотим найти свои истинно народные пути
к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и
через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и
накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не
выкорчевать"
Сегодня он покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-
то намека на суетливость и компромисс.
Его новаторство - в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и
цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед
натурой.
Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу
пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни - вот что свойственно
былинному складу творчества Шишкина.
Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник - за работой.
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ
Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба
Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный
член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын
Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71).
Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-
турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-
корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе
салонного академизма на темы из западно-европейской истории ("Право
господина", 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на
пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленова занимает
пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и
Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков
русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним
из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой
естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной
завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин
сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее).
Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или
лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные
художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего
развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на
Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине
"Христос и грешница" (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить
нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном -
обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение
Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по
замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская галерея).
Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще
всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленов,
посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание
эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма,
свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им.
В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в
области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-
образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской
частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве
просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95
преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики
Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов,
А. Я. Головин и др. В 1905 Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет
АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 -
Поленово, Тульская область) Поленова был создан художественный музей (в
1939 передан родственниками Поленова в дар государству).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22