На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в
том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в
стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой
политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному
производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда.
Складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, в
частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений. Это можно
проиллюстрировать на изделиях телевизионной техники, компьютерах, продукции
радиоэлектроники и т.п. Наконец, этап упадка с международных позиций
характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией
производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах
нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет
импорта. Ведущие компании развитых стран начинают производство и внедрение
на рынок новых, более совершенных товаров. Вовлечение в теорию ЖЦТ
международного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции,
достаточно однозначно объясняет внешнюю торговлю технологически сложными
изделиями. Эта теория менее применима в случае элитарных, особо
дорогостоящих товаров. Она как бы закрепляет международные технологические
преимущества высокоразвитых стран.
В последних трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются нововведения, не только ориентированные на обеспеченного потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земли, сырья и топлива).
Теория конкуренции М. Портера
Одна из общих проблем теорий внешней торговли — совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: «как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?». Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер [17]. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
• факторных условий;
• условий спроса;
• состояния обслуживающих и близких отраслей;
• стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.
М. Портер — сторонник классической теории факторов, которые он не
ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе
производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых
ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при
ограниченности земли, естественных богатств).
Второй компонент — спрос ~ определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию- Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.
Третий — состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.
Четвертый компонент — стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость, — важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки — негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов.
Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки
рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности
внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах.
34. Торгово-экономические отношения ЕС и России.
35. Роль и место ООН в развитии МЭО.
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное
сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без
основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики
ООН приводит к выводу, что наряду со всемерным увеличением роли мировых
политических проблем большое место в ее деятельности занимают экономические
аспекты. Выражается это прежде всего в расширении экономических функций
ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических
отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств
решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим
меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число
экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле
деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также
национальными институтами и организациями.
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, с ростом многообразия возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость быстрых и эффективных решений.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической организацией. Политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах, в выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели
международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере «...
осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных
проблем экономического, социального...» характера. Ряд других положений
Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества.
Так, гл. IX и Х целиком посвящены экономическому и социальному
сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания
конкретных целей экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих
целей называется «создание условий стабильности и благополучия, необходимых
для мирных и дружеских отношений», «повышение уровня жизни, полной
занятости населения», содействие «условиям экономического и социального
прогресса и развития». Устав не содержит перечня специальных принципов
экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие
принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся
и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
. решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;
. содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
. содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
. решение проблем регионального экономического развития.
На практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационной, технико- консультативной и финансовой.
Информационная деятельность — самый распространенный вид работы ООН.
Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических
дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности —
общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В
большей степени эта работа «про запас», «на будущее». Публикуется
значительное количество различной информации, статистических изданий,
которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области
унификации, сбора и обработки исходных статистических данных возглавляют
Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и
статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с
одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически
выверенные статистические методики, а с другой — иностранные хозяйственные
субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически
единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной
страны.
Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:
• не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;
• должна оказываться исключительно через правительство;
• должна предоставляться исключительно данной стране;
• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;
• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.
Более подробно о данной сфере деятельности сказано ниже. Валютно-
финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии
международных организаций Международного банка реконструкции и развития.
Международной финансовой корпорации. Международной ассоциации развития,
Международного валютного фонда. Эти организации формально являются
специализированными организациями ООН.
ЭКОСОС - Экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого
действует и большинство других экономических органов этой организации. В
функции ЭКОКОС входит организация исследований и подготовка различного рода
докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных
экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов. ЭКОКОС
также наделен правом создавать различные органы, на основе которых
формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых
решений. В настоящее время членами ЭКОКОС являются 54 государства,
избираемые сроком на 3 года. При этом, каждые три года треть состава ЭКОКОС
меняется. По географическим регионам представительство формируется
следующим образом: для Азии – 11 мест, для Африки - 14 , для Латинской
Америки –10, для стран Западной Европы и других стран – 13, для стран
Восточной Европы – 6 мест.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31