Интеграционные процессы в Африке
Интеграционные процессы в Африке начались в начале 60-х годов. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития, а по сравнению с мировым он был и остается низким. И тогда, и сейчас отмечается широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным возможностям и т.д.
На начальном этапе интеграции возникали организации, скорее присущие
африканским условиям, например, семь организаций «речного профиля»: ОМВГ
(Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС {Организация по
освоению реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна
реки Катеры и др. Это естественный процесс, присущий данному континенту,
данным специфическим условиям и тем экономическим условиям, которые были на
тот момент в Африке.-
Были также созданы структуры, которые, согласно оценкам африканских
исследователей, могли вполне стать своего рода центрами для «концентрации
процессов и превращения их в интеграционные». Это такие организации, как
Африканская лесопромышленная организация. Международный союз стран-
производителей какао. Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке,
и им подобные.
Целесообразно представить деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АФЭС — Общий рынок на базе существующих региональных организаций), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей конструкции АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия о субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС создано в
1975 г., в состав входят 16 государств), ставящего целью поэтапное создание
общего рынка в регионе. надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и
углубление интеграции, в частности, путем реализации договоренностей о
свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и транспортной
сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала, введении к 2006
г. единой валюты.
В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании
Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий
рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах
которого — формирование Общего рынка к 2000 г., валютного союза — к 2020
г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга
Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в
Габороне было принято решение о раздельном существовании двух организаций —
в Южной и Восточной Африке соответственно.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок, созданный в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей Сообщества, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотем повести интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами стран внутри САДК.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее
динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает б
стран). За 30 лет его существования внутрирегиональная торговля возросла в
25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного
участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз
Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк
государств Центральной Африки, выпускающий единые для всех участников
платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного
сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд
солидарности.
В марте 1994 г. члены ЮДЕАК приняли решение о постепенной трансформации
Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т. е. о выходе на
более высокий уровень интеграции. Впрочем, для этого предстоит решить еще
много проблем.
40. Внешнеэкономическая деятельность. Проблемы экономической интеграции в
СНГ.
Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.
Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном
88,3 млрд долл., а в 1998 г. — 72 млрд долл., Россия обладала менее чем
2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как
Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась
во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень
вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского
внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух
фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с
разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается
рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Однако в
1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота.
Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, — 28,4 млрд долл.
Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.
Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.
С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.
Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли с азиатскими странами
Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство
обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров
(автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика,
парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и
территориальной близости. Немаловажны также установившиеся традиционные
связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое
положение немецкой марки.
Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания,
Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.
Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов
переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное
противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире
использовать свои традиционные технологические и производственные
взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка.
Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией,
Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами
дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема
товарооборота.
В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.
Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.
В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось около
45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — ]5%
валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.
Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значительно вырос.
Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция машиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импорта. Существенна доля продовольствия и сырья для его производства, составляющего 27%, а также химических товаров — примерно 10% и изделий легкой промышленности ~ в пределах 15—16%.
В статистической отчетности не находит отражения деятельность физических лиц (так называемых «челноков»), осуществляющих поставку в Россию потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт колеблется в пределах 8—10 млрд долл. и включает одежду, автомобили, бытовую электронику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31