Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика
p> Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) является следующим по старшинству органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства — члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета
Безопасности являются неизменными членами. Высший орган ЭКОСОС — сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:

• весенняя — по социально-правовым и гуманитарным вопросам;

• летняя — по экономическим и социальным вопросам;

• организационная.

В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции,это

• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;

• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;

• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.

Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:

• постоянных комитетов (экономкомитета, социального комитета и др.);

• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);

• региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии
— ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);
• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).
Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например, с
ПРООН, являющейся вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.
36. Внешнеторговая политика России.

Практика государственного регулирования внешней торговли в конце 80 — начале 90-х годов. До начала 90-х, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.

Распределение всех ресурсов диктовалось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку.
Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.

Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и
Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.

Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной
«расшивать» узкие места несостыкованных планов, — все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями — с одной стороны и зарубежными — с другой.

Ситуация стала критической в конце 80-х годов: резко сократились темпы роста внешней торговли, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.

Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей. В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля.

Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торго-во-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.

Экспортное регулирование. В связи с тем, что подавляющая часть экспорта приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала 90-х годов.

По результатам специально составленного баланса модели «затраты-выпуск»
Министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ — на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических связей через аукционы.

С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются
Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через «специальных экспортеров» осуществляли их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5—7% экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально- административным образованиям (Татарстан, Башкортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

Определенная сумма квот «на удовлетворение технических потребностей предприятий» предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара был обязан вести торговлю через «специальных экспортеров». По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.
Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике начиная с 1994 г. этот список постоянно сокращался.

Фактически существовали три категории «специальных экспортеров»:

• внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монополисту;

• региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;

• совместные предприятия-производители, которые имеют право экспортировать продукцию собственного производства.

Административная система квотирования и использования «специальных экспортеров» дополнялась применением так называемых «экспортных налогов», т. е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировыл цен. Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности, нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. административное регулирование, базировавшееся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпело ряд изменений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров. Если в 1992—1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была достигнута.
Практически все экспортные товары были включены в список «стратегически важных», экспорт которых мог производиться только «специальными экспортерами».

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации системы «специальных экспортеров», правительство заменило их программой создания «добровольных объединений производителей и экспортеров», пользующихся покровительством
МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных координировать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию поведения на внешних рынках.

В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по финансированию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета. Основными направлениями стали гарантийные обязательства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привлеченных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 млрд руб. и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфере межбанковского кредитования).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать