Регулируется общими положениями ГАТТ, в частности, статьей о РНБ.
Конкретные положения о лицензировании импорта содержатся в Кодексе об
импортном лицензировании, статья 1 которого определяет, что правила
лицензирования должны быть нейтральными и должны применяться справедливо ко
всем сторонам. В соответствии с Кодексом заявитель должен обращаться за
получением лицензии только в один национальный административный орган,
указанный в положении о лицензировании. Процедуры импортного лицензирования
должны соответствовать требованиям статьи I ГАТТ (национальный режим в
отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положениям статьи
XIII и режиму наибольшего благоприятствования.
В Кодексе четко регламентированы требования к получателю лицензии - это может быть любая фирма, учреждение, лицо, которое отвечает требованиям закона. При отказе в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.
Кодекс предусматривает возможность введения автоматического
лицензирования. При этом выдача лицензии происходит безусловно, а для ввоза
и вывоза товаров требуется получить документ установленного образца. Эта
процедура позволяет осуществить наблюдение (мониторинг) за ходом импортных
или экспортных операций и не носит ограничительный характер, но в случае
необходимости значительно облегчает введение подобных мер.
45. Либерализм и протекционизм в мировой торговле.
Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической
теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим
интересам участие страны в мировых экономических отношениях. Выигрывают или
проигрывают страны от участия в международном разделении труда? Почему так,
а не иначе складывается специализация? Поиском ответов на вопросы о
выгодности внешней торговли и международной специализации экономическая
наука начала интересоваться достаточно давно, отнеся их к числу
фундаментальных вопросов экономической теории.
Протекционизм и фритредерство: исторический аспект современной тенденции
Среди ранних экономических доктрин, анализирующих межгосударственное
экономические отношения, следует назвать меркантилистов. Их идеи
господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV—XVIII в.).
Меркантилисты считали, что государство должно как можно больше продавать на
внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу
богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они
перекликаются с идеями протекционизма — одной из двух основных концепций
современных международных экономических отношений. Учение меркантилистов
можно назвать докапиталистическим протекционизмом.
В полемике со взглядами меркантилистов, которую вели классики политической
экономии А. Смит и Д. Рикардо, был обоснован противоположный
протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так
называемая концепция свободной торговли — фритредерство {англ. free trade —
свободная торговля).
История мировых экономических отношений это вместе с тем история борьбы
двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно,
двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники
протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты
промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники
свободной торговли считают, что, в идеале, не государство, а рынок должен
формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или
иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные
периоды их развития-
Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли
характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного
экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после
второй мировой войны). И напротив, в периоды экономического спада,
ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к
аргументам сторонни-. ков протекционизма. Среди этих аргументов такие, как
необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции более деше-зой
иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем
чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита
отраслей, связанных с национальной обороной, и, наконец, необходимость
принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.
Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций может служить ситуация перед второй мировой войной. «Великая депрессия»
1929—1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков. В известном смысле инициировали эту борьбу США, приняв в 1930 г. (печально известное, как они сами стали позже отмечать) тарифное законодательство Смута—Хаули.
Ответом было возведение торговых барьеров практически всеми развитыми странами, включая государства их «сфер влияния». Как следствие — резкое сокращение объемов мировой торговли.
Период после второй мировой войны характеризовался усилением позиции
сторонников свободной торговли. В конце 80-х—начале. 90-х гг. вновь во
внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций —
антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п. И все же можно
утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития
является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую
объективную закономерность мирового хозяйства — его все возрастающую
интернационализацию.
Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на
защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних
рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство)
имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров,
капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем
рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или
иных государств на изменения в международном разделении труда, на события,
происходящие в международных экономических отношениях.
46. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.
Классическим методом регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли,
являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся
к экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф
— это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются
товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью
налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на
иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая
таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из
страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных
потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.
Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих
уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле — протекционизм и
«свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого
уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный
налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика
«свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта
товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или
освобождения от них полностью.
В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира.
Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно
разделить на следующие группы:
• тарифы промышленно развитых государств;
• тарифы развивающихся стран.
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются
многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по
уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок
общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на
государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под
режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее
благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и
экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление
договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и
льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или
будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное
отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило
экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма
неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других
стран.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно
развитые государства договорились в многостороннем порядке н с 1 января
1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до
настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и
торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение
внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные
переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых
раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные
товары к середине 90-х годов снижены на 85 — 90% первоначального уровня,
что отражает процесс их постепенной либерализации. Так,
среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов
США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет
6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.
По способу взимания различают следующие пошлины:
• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;
• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса:
• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления величины пошлины;
• сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
• фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
• протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
• преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
• уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
• компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31