Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика
p> Товарная биржа по определению - корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций, обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи.

Задачи биржи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.

Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию. На товарных биржах выявляются базисные цены, которые формируются под влиянием соотношения спроса и предложения. Все биржи являются самостоятельными предприятиями и действуют независимо друг от друга.
Одни товары продаются и покупаются лишь на какой-то одной бирже, другие - на нескольких; однако, размеры контрактов на один и тот же товар и другие характеристики отличаются друг от друга на разных биржах.

Значение фондовой биржи для рыночной экономики выходит за рамки организованного рынка ценных бумаг. Фондовые биржи произвели переворот в проблеме ликвидности капитала. "Чудо" состояло в том, что для инвестора практически стерлись различия между долгосрочными и краткосрочными вложениями средств. Вполне реальные во времени опасения омертвить капитал сдерживали предпринимательский пыл. Но по мере развития операций на фондовых биржах сложилось положение, когда для каждого отдельного акционера инвестиции (инвестированный в акции капитал) имеют почти такой же ликвидный характер, как наличные деньги, так как акции в любой момент могут быть проданы на бирже.
50. Международная торговля услугами.

Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных сегментов мирового хозяйства. Стоимостные показатели мирового экспорта услуг за 1980-1996 гг. возросли в 3,3 раза (ежегодные темпы прироста превысили 8%), тогда как увеличение торговли товарами было менее значительным - 2.9 раза (6%). Объем мирового экспорта услуг оценивался в
1996 г. в 1355 млрд. долл., что составляло порядка 20% всей международной торговли товарами и услугами (414 млрд. и 18% в 1980 г.).

В мировой торговле услугами доминируют страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте и импорте услуг достигал в 1996 г. 87% (в 1980 г. 81%) и 76% (69%) соответственно. Еще 5-6% приходится на быстрорастущие рынки государств Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Географическая структура мировой торговли услугами является в целом более концентрированной, чем торговля товарами, где доля стран с высоким уровнем доходов в середине 90-х годов составляла около 75%.

В 1980-1996 гг. отмечалось практически повсеместное снижение роли транспортных услуг при одновременном расширении масштабов и повышении относительной значимости международного туризма. Удельный вес последнего в мировом экспорте услуг вырос с 24% в 1980 г. до 31% в 1996 г., а его стоимостные объемы - в 4,2 раза. Количество туристов возросло со 159 млн. до 336 млн. Таким образом, из каждой 1 тыс. человек населения планеты в
1980 г. субъектами международного туризма являлись 36 человек, а к 1996 г. эта цифра увеличилась до 58. В таких странах, как Чехия, Австрия,
Швейцария, Малайзия, Финляндия, Дания, Германия, каждый житель путешествовал по 1 разу и более.

В отличие от экспорта услуг в целом, где в последнее время усиливаются позиции стран с высоким уровнем доходов, доля последних в экспорте туристических услуг менее велика и имеет тенденцию к снижению в 1980 г. 78% в 1996 г. 73%. В импорте туристических услуг наоборот, преобладание стран с высоким среднедушевым доходом более выражено и увеличилось за 1980-1996 гг. с 78 до 82%.

Еще одной крупной и быстрорастущей статьей международной торговли услугами являются различного рода коммерческие услуги, на долю которых в
1996 году приходилось 18% всех объемов (в 1980 г. 16%). Внутри группы коммерческих услуг наиболее динамично развивается торговля финансовыми, брокерскими и лизинговыми услугами, где ежегодные темпы прироста в 1980-
1996 гг. составили 9,5%. Удельный вес последних в структуре торговли коммерческими услугами увеличился с 37% в 1980 г. до 45% в 1996 г.

В настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 1996 г. 0,9 и 1,4% соответственно. Напомним, что удельный вес России в мировом экспорте товаров достигал в последние годы 1,4-1,7%, в импорте - 1,3-1,4%.

Вместе с тем низкие показатели торговли услугами являются прежде всего, отражением внутриэкономических трудностей и проблем, чем свидетельством недостаточного уровня развития этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Так, доля экспорта услуг в общем объеме отечественного экспорта товаров и услуг увеличилась с 12,5% в 1996 г. до 13,7% в 1997 г. и
15,3% за 9 месяцев 1998 г. Последняя величина уже вполне сопоставима со средними значениями для всех важнейших регионов мира, колеблющимися от 15% для Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки до 21% для странах с высоким уровнем доходов.

Отношение экспорта услуг к ВВП, по данным Всемирного банка, составляло для России в 1996 г. 2,8%, что лишь незначительно уступало аналогичным зарубежным показателям: 3,2% в США, 3,6% в Германии, 5,8% во Франции, 6,9% в Великобритании, 5,5% в Республике Корея. В Японии и Китае данные показатели были меньше российского - 1,5 и 2,5% соответственно. При этом, если выделить часть ВВП, состоящую из услуг, и отнести к ней экспорт услуг, то за счет более высокого вклада сферы услуг в формирование ВВП в промышленно развитых странах показатели экспортной ориентации национального сектора услуг России и западных государств еще более сблизятся. Так, экспортная квота в части ВВП, созданной в сфере услуг, в 1996 г. достигала в России 5,1% (5,6% с учетом последующей корректировки объема экспорта услуг Банком России) против 8,1% во Франции.

Наиболее крупной статьей отечественной торговли услугами является международный туризм, на который устойчиво приходится свыше 1/2 всего объема экспортно-импортных операций в этой сфере.

В 1996 г. удельный вес России в мировом экспорте и импорте туристических услуг находился на уровне 1,3 и 2,8% соответственно, что существенно выше показателей, характеризующих торговлю услугами в целом. Из каждой 1 тыс. российского населения за рубеж в 1996 г. выезжало 144 человека против 58 в среднем в мире. Фактически Россия является наиболее крупным и активным импортером туристических услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов.

В то же время, располагая колоссальной территорией (13% суши) и огромным многообразием природных и культурно-исторических памятников, Россия в 1996 году сумела привлечь лишь 14,6 млн. туристов (2,5% всего туристического потока). Для сравнения заметим, что бывшие социалистические страны Европы, такие как Венгрия, Польша, Чехия, значительно более успешно действовали на туристическом рынке, приняв в 1996 г. 20,7 млн., 19,4 млн. и 17,0 млн. человек соответственно. Доходы от российского экспорта туристических услуг в абсолютном выражении были меньше аналогичных поступлений Индонезии,
Сингапура, Бразилии, Мексики, Турции.

При всех объективных трудностях и проблемах в развитии отечественного экспорта туристических услуг именно по этой статье, возможно приращение доходов по экспорту услуг в целом. Для этого имеются все необходимые условия быстрорастущий мировой рынок туристических услуг, подавляющая часть которого приходится на близко расположенные европейские и азиатские страны, а также наличие уникальных природных и культурно-исторических памятников.
Однако инфраструктура туристического бизнеса недостаточно развита. Но все же основные причины пока еще низких показателей экспорта туристических услуг заключаются в сохраняющейся социально-политической нестабильности, криминогенной обстановке, неоптимальной ценовой политике отечественных туристических и транспортных компаний, неэффективной организации туристического бизнеса в целом.

Второй по значимости статьей российской торговли услугами являются транспортные операции, на долю которых в последние годы приходилось 23-26% экспорта и 16-17% импорта услуг. Как и во всем мире, относительная роль транспортных услуг в российском экспорте постепенно сокращается, однако не за счет увеличения других прогрессивных статей торговли услугами, а под влиянием вытеснения отечественных транспортных компаний с рынка международных перевозок.

Так, на долю российских перевозчиков в 1998 г. приходилось лишь 25% всех перевозок отечественных внешнеторговых грузов автомобильным транспортом.
Соответственно значительная часть российских грузов была перевезена транспортными предприятиями Белоруссии, Украины, Турции, Польши, стран
Балтии. Одна из причин - различный уровень налогообложения, снижающий на 25-
30% себестоимость автотранспортных услуг в этих странах по сравнению с
Россией.

Прогрессирующее сокращение экспортных операций в транспортной сфере компенсировать крайне сложно.

Мировой рынок услуг в области освоения космоса и космической связи, где
Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников.
При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и характера предлагаемых комплексных услуг.

Существующие очевидные резервы увеличения экспорта услуг тем не менее имеют жесткие политические ограничения и вряд ли будут реализованы. Речь идет о продаже ряда военных (ядерных) технологий, вызывающих острое неудовольствие США и НАТО, а также об оказании услуг по утилизации промышленных (прежде всего ядерных) отходов. В последнем случае потенциал огромен, но это прямая угроза национальной безопасности.

Таким образом, как и для товарного экспорта, возможности расширения экспорта услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния российской экономики в целом.

Классификация услуг основана на международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами считаются все следующие товары:
1. Коммунальные услуги и строительство
2. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы
3. Транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество
4. Оборона и обязательные социальные услуги
5. Образование, здравоохранение и общественные работы
6. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать