Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференции.
В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины.
В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных
товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены
товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена
товара может быть увеличена на 20—50%, а в отдельных случаях — и в 2 раза.
Поэтому методы определения цены импортируемого товара так же важны для
расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время
применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров
регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным
в рамках ГАТТ.
Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что
все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования
товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества
(СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [З].
Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:
Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как
правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу
входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола,
Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-
тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе
относятся и некоторые государства Персидского залива.
Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин,
варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся
Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран,
Индонезия, а также Южная Корея.
Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда
существенно) 100%. Это Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан,
Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются
тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.
Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).
Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейский Союз.
Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются
развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная
торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая
объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на
конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и
правил экономического общения государств, на урегулирование между ними
конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на
унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.
47. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; их основные характеристики (квотирование, лицензирование, сертификация)
Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования
внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены в пункте 3 ст.6
ФЗ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" от
13.10.95г. № 157-ФЗ.
К мерам нетарифного регулирования включают:
- лицензирование;
- квотирование;
- сертификация;
- разрешительная система;
- система экспортного контроля;
- иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств.
Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго.
Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров,
свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.
Лицензии выдает Министерство экономического развития и торговли РФ.
Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран.
В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанных в них сроков.
В таможенный орган представляются надлежащим образом оформленные лицензии.
Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности (см. вопрос 72).
Разрешительная система-это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов (см. вопрос 81).
Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.
Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения
таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель
- нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.
Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в
другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма,
как средство экономического или финансового давления.
Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - комплекс мер
экономического, административного, технического характера (за исключением
таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.
К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:
- антидемпинговые меры;
- различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;
- меры валютного и финансового характера.
К нетарифным ограничениям административного характера относятся:
- запрещение импорта;
- количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;
- лицензирование;
- добровольные ограничения экспорта.
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:
- национальные стандарты, системы сертификации продукции;
- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
- требования экологического характера;
- требования к упаковке и маркировке товаров.
Административные нетарифные методы регулирования ВЭД
Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной
экономической и торговой политики государств. Некоторые из них
непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не
менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В
частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных
методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на
три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое
ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального
производства:
лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные
пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения
экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.
Это самый многочисленный вид.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.п.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России — Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31