1. сделка- предоставление валютных средств странам из его ресурсов
2.операция- оказание посреднических финансовых и технических услуг за
счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с
официальными органами - казначействами, ЦБ, стабилизационными фондами.
Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку
структурной перестройки экономической политики стран- членов.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями:
1. сумма валюты, полученной страной- членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая требуемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;
2. общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать
200% величины ее квоты. В пересмотренном в 1978 году уставе первое
ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их
возможности получения валюты в МВФ в течении более короткого срока, чем 5
лет, кот. нужны были для этого прежде.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0.5% от суммы сделки и определенную плату, или %-ную ставку за предоставляемые им кредиты.
По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную операцию- выкупить национальную валюту у фонда, вернув ему средства в СДР( спец. права заимствования) или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностр. валюты в
размере до 25% квоты называется резервной долей. Она определяется как
превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в
распоряжении фонда запаса национальной валюты данной страны. Сумма займов,
предоставленных страной-членом фонду в рамках дополнительных кредитных
соглашений, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная
позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в фонде.
Использование этой позиции не требует о страны %-ных и комиссионных
платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные
средства.
Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, кот могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся на 4 кредитные доли (транши) по 15% квоты. Предельная сумма кредита, кот. страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей сост. 125% размера ее квоты. Использование первой кредитной доли м.б. осуществлено как в форме прямой покупки иностранную валюты, при которой страна получает всю сумму немедленно после одобрения фонда ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.
Соглашение о резервном кредите, или соглашение стэнд-бай, обеспечивают
стране-члену гарантию того, что она сможет получить иностранную валюту от
МВФ в обмен на национальную в соответствие с договоренностью в любое время
при соблюдении страной оговоренных условий.
Главным назначением кредитов стэнд-бай является кредитование макроэкономической стабилизации программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течении срока соглашения.
Основанием для обращения страны к МВФ о предоставлении кредита в
рамках системы расширенного кредитования м. б. серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. С ноября 1992 года
действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ:
предоставление кредитов на протяжении года- до 68% квоты страны-члена;
кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам,
предельная величина-300% квот.
11. Мировое сельское хозяйство и продовольственная проблема.
ЗАСУХА, наводнения, гражданские войны, вызвали в последнее время острую
нехватку продовольствия по крайней мере в 38 странах Азии и Африки. В
обнародованном в Риме документе Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН (ФАО) названы "на грани голодной катастрофы" такие страны,
как Ангола, Бурунди, Мозамбик, Республика Конго, Эритрея, Эфиопия, Гвинея-
Биссау,Кения, Либерия, Мавритания, Руанда, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан,
Танзания, Уганда, Северная Корея. В этих странах сложилась особенно
катастрофическая ситуация с продовольствием из-за гражданских конфликтов и
огромного количества беженцев и перемещенных лиц.
основная проблема человечества состоит в распределении продуктов питания.
Многие возлагают большие надежды на биотехнологию, "генную революцию". но
обращаться с генами и растениями, убеждает американский ученый, следует
осторожно, ответственно, корректно.
если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят
сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам.
Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни
Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и
благополучие.
Несмотря на беспрецедентное повышение уровня процветания в мире, то в одном, то в другом регионе возникает голод.
Самая важная предпосылка должной реакции мирового сообщества на голод –
выработка соответствующего понимания экономики продовольственной проблемы.
Голод – не просто вопрос “продовольствия и сельского хозяйства”; внимание
должно быть скорее сконцентрировано на более широком круге проблем, чем
тот, который традиционно входит в ведение собственно ФАО (продовольственной
и сельскохозяйственной организацией ООН)
В Африке существует масса возможностей для расширения производства
продовольствия, но они требуют проведения соответствующей экономической
политики (включая проведение исследовательских работ в аграрном секторе,
институциональных реформ и изменения относительных цен).
12. Всемирный банк – роль в международном кредите.
В поддержании стабильности международных расчетов важнейшее место
принадлежит межд. фин-кредитным институтам. Крупнейшим специализированным
межд. фин-кредитным институтом явл-ся Международный банк реконструкции и
развития (Всемирный банк), созданный на основе Бреттон-вудсских соглашений
в 1945г.
Это межправительственная фин. организация, основной задачей которой
явл-ся стимулирование экон. развития стран-членов МБРР (в настоящее время
главным образом развивающихся стран), содействие развитию межд. торговли и
поддержанию платежных балансов, стимулирование структурных хоз. реформ в
странах. Основной деят-тью МБРР явл-ся предоставление долгосрочных займов
под достаточно высокий процент (6-7%). Кредиты выдаются целевые, с
льготным периодом погашения (до 20 лет). Займы предоставляются как гос-ным,
так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.
Значительная часть кредитов направляется в местные (региональные) банки
развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства. За свое
существование МБРР выделил 300 млрд. долларов (в год выделяет
приблизительно 15 млрд. долларов).
Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ.
Источниками финансирования являются:
уставный капитал банка (165 млрд. долларов);
заемные средства;
выпуск ценных бумаг.
С начала 70-х гг. в развитии МБРР (и МВФ) можно выделить два этапа.
Дело в том, что в этих организациях вес страны при голосовании зависит от
ее фин. квоты в МВФ или доли акционерного участия в капитале МБРР. В то же
время к концу 80-х гг. здесь произошли существенные изменения в сторону
более сбалансированного распределения голосов: доля США сократилась с 30% в
1984г. до 19% в 1988г., а удельный вес за этот же период с 19% до 34%. Т.о.
МБРР явл-ся одним из центральных звеньев единой общемировой системы
важнейших областей мирохозяйственных связей.
При решении вопроса о предоставлении средств банк требует широкой
информации об экон. и фин. положении этих стран, направляет туда свои экон.
миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно
развитых стран, проводит обследование эк-ки и финансов стран-членов, влияют
на составление и выполнение нац. программ их экон. развития. В
рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора эк-
ки и привлечению иностр. кап-ла в развивающиеся страны. Общая сумма
кредитов, предоставленных банком за 47 лет его деят-ти, достигла 235 млрд.
долл. Осн. задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно
инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного
отбора. С середины 70-х гг. в кредитах банка все большую роль играют соц.
аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на
развитие здравоохранения, образования, планирования семьи, развития с/х,
особое внимание уделяется охране окруж. среды и приватизации. Новым
явлением с 80-х гг. стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и
МВФ, стал предоставлять кредит на структурную адаптацию в соотв-и с
программой экон. реформ и перехода страны-заемщика к рын. эк-ке. При этом
выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-
заемщики могут свободно распоряжаться заемными ср-ми. МБРР стал кредитовать
и гос. предприятия в развивающихся странах, но лишь при наличии гарантий их
правительств и если рук-во банка убедится, что частный капитал отсутствует,
а участие прав-ва не нанесет ущерба расширению предпринимательства в данной
стране. Для развития с/х банк выделяет около 1/5 своих кредитных
ассигнований, для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР,
который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся эк-ки в
ключевой объект приложения частного кап-ла. Большинство кредитов МБРР
выдается на срок 15-20 лет (льготный период 5 лет), причем наименьшие сроки
характерны для кредитования пром-ти. К сер. 1993 г. основная ставка МБРР
равнялась 7,43% годовых, поэтому кредитами МБРР могут пользоваться не все
развивающиеся страны, и лишь крупные или наиболее развитые из них: Мексика,
Бразилия, Индия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная
Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов –
более 7 млрд. долл. Каждая, а всего 137 млрд. долл. или около 60% всех
кредитов МБРР к середине 1993 года. Особенно актуальной новая кредитная
политика МБРР стала в отношении реформируемых хоз. структур
восточноевропейских стран и республик бывшего СССР: для кредитования крайне
необходимого импорта, реконструкции нефтедобывающих областей (Зап. Сибирь),
поддержка приватизационной программы, развития служб занятости и системы
соц. защиты.
13. Роль и функция гос-ва в эк-ке. Методы гос.регулирования экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31