Большое значение уделяется и анализу рынка и основных конкурентов.
Таблица 2.2.
Анализ сильных и слабых сторон товара
Примечание: «С» – собственное предприятие, «К» – основной конкурент.
№
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара
Сильные стороны
Слабые стороны
1
2
3
4
1.
Можете ли Вы определить тот сегмент рынка на который ориентирована ваша продукция?
ДА
К С
2.
Изучены ли вами запросы ваших клиентов?
ДА
К С
3.
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам?
С
К
4.
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана.
ДА
С
К
5.
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:
· качества, надежности, эксплуатационных и других товарных характеристик;
· цены;
· стимулирования спроса;
· дистрибьюции;
ДА
С
С К
С
С
К
К
К
6.
Понимаете ли вы на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция?
ДА
С К
7.
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции?
ДА
С
К
8.
Облаете ли вы сбалансированным ассортиментом с точки зрения разнообразия и степеней морального старения?
С К
9.
Проводите ли вы модификацию продукции в соответствии с запросами клиентов?
ДА
С К
10.
Проводите ли вы политику создания новинок?
ДА
С К
11.
Возможно ли копирование вашей продукции.
ДА
С К
12.
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной марки.
ДА
С
К
13.
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей
ДА
С К
14.
Уменьшается ли количество жалоб и нареканий со стороны покупателей
ДА
С
К
2.3 Анализ рынка и основных конкурентов
Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.
Самыми первыми сведениями, которые могут потребоваться, является информация о:
· потенциальных покупателях;
· положении на рынке и его конъюнктуры;
Нет ничего ошибочней, чем полагать, что достоинства вашего товара столь очевидны, что его захотят купить все предприятия той или иной отрасли.
Анализ необходимо начать с оценки потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за определенный период времени. Она зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических а главное – экономических, в том числе от уровня доходов ( или заработков потенциальных покупателей), структуры их расходов ( в том числе ссуд, сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т.д.
Конечно, сам набор учитываемых факторов зависит от характера самого проекта.
Вторым этапом является оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую мы надеемся захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую мы можем рассчитывать на наших возможностях.
Третий этап – прогноз объемов продаж. На этом этапе оценивается реальность продажи определенного количества товаров.
При анализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка, степень насыщенности рынка, тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные рынки сбыта и обосновываются причины предпочтения, производится анализ и оценка основных конкурентов.
Показатели оценки рынков сбыта ООО “ Ротарь-НН” сгруппированы в табл. 2.3.
Рынок сбыта ООО “ Ротарь-НН” ограничен населенными пунктами, находящимися в радиусе 100 км. В пределах этой зоны находится г. Ставрополь, г. Михайловск, ряд сел и поселков. Наиболее высокий уровень спроса на керамическую плитку наблюдается в г. Ставрополе и г. Михайловске, что подтверждается размером емкости рынка 25 % и 10 % соответственно. В населенных пунктах, удаленных за 100 км. уровень спроса – средний при высоком уровне конкуренции. В г. Ставрополе, г. Михайловске и близлежащих населенных пунктах уровень конкуренции – средний.
Таблица 2.3
Оценка рынков сбыта
№
п/п
Показатели
Близлежащий город или населенный пункт местонахождения предприятия
Населенные пункты в радиусе 100 км.
Рынки,
удаленные за
100 км
1.
Уровень спроса
высокий
Высокий
средний
2.
Степень удовлетворения спроса
низкая
средняя
средняя
3.
Уровень конкуренции
средний
Средний
высокий
4.
Доля потребителей, готовых купить продукцию
25 %
10 %
3 %
Анализ и оценка конкурентов производится на основании данных табл. 2.4
Таблица 2.4
Анализ и оценка конкурентов
№
п/п
Характеристика конкурирующей продукции
Основные конкуренты
1-ый
2-ой
1.
Объем продаж ( в нат. показателях)
40000,0
50000,0
2.
Занимаемая доля рынка, %
30,8
38,5
3.
Уровень цены, руб.
28,4
25,5
4.
Финансовое положение (рентабельность), %
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23