Преимущественно декларативной остается забота государства о малом бизнесе, ее поддержка реально ощутима лишь в нескольких регионах России.
Резко ослабли управленческие функции государства. Примерно с 1995 г. правительственные структуры, похоже, бесповоротно сосредоточили свои усилия на решении текущих проблем, перейдя в режим "пожарной команды" и до предела минимизировав на деле свои стратегические реформационные амбиции.
В общем, промышленную (как и в целом экономическую) политику придется формировать применительно к условиям продолжающегося кризиса (с теми или иными элементами стабилизации), при весьма ограниченных инвестиционных ресурсах и незавершенности становления инфраструктуры рынка. Поэтому в предстоящий период следует делать акцент на отмечавшихся выше информационном и общесистемных – институциональном и макроэкономическом – компонентах промышленной политики. Крайне важно укрепить рыночные институты и направить их активность на реальный сектор. Это касается банков и других финансовых учреждений, способных в перспективе выйти на долгосрочное кредитование промышленного развития, а также рынок ценных бумаг (прежде всего корпоративных); нужно продолжить линию на формирование корпоративных структур, эффективных в плане развития производства, инноваций и менеджмента, экспансии на внутреннем и внешнем рынках (холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп, и т.п.)[30].
При совершенствовании правовых и хозяйственных условий привлечения
иностранных инвестиций следовало бы сделать упор на стимулирование прямых
производственных вложений. Пора, наконец, решить назревшие проблемы,
консервация которых блокирует активность инвесторов нерезидентов;
государство, в частности, должно взять на себя обязательство не ухудшать
налоговый режим предприятий в период реализации инвестиционных проектов.
Необходимо также быстрее перейти на международные стандарты бухучета,
обеспечивающие должную прозрачность финансового состояния наших предприятий
для зарубежных инвесторов, да и для российских налоговых органов.
В то же время при выработке правил и кодексов хозяйственного поведения надлежит выстроить гибкую систему защиты национального производителя от торговой экспансии зарубежных фирм. Протекционизм, которым до сих пор слабо пользовались российские власти, предполагает применение тарифных мер, а также расширение набора мер нетарифного характера путем задействования четких и жестких требований по качеству и техническому совершенству поставляемых товаров, по их санитарному состоянию и экологической безопасности, по условиям поставок[31].
В макроэкономическом аспекте целесообразной представляется, прежде всего, линия на смягчение денежно-кредитной политики. Здесь выделяются два вопроса: о проведении необходимой для нормального функционирования и для развития производства кредитной эмиссии, а также о мерах по обеспечению ее целевого использования[32].
В отсутствие возможностей массированных долгосрочных инвестиций в основной капитал на начальном этапе восстановления промышленности предпочтителен путь более полного использования уже накопленного производственного потенциала, значительная часть которого выбита кризисом из экономического оборота (загрузка мощностей обрабатывающей промышленности в 1994-1997 гг. не превышала одной трети). Для реализации такого подхода требуются вложения преимущественно в оборотный капитал (краткосрочные) посредством кредитной эмиссии. Они позволят предприятиям обеспечивать себя сырьем и энергией, интенсифицировать использование наличной рабочей силы или привлечь дополнительных работников и оживить тем самым простаивающие мощности. Это создаст базу активизации в дальнейшем инновационной деятельности.
Кредитная эмиссия, нацеленная на стимулирование производства, как
подтвердил опыт смягчения денежной политики в 1996-1997 гг., не грозит
тяжелыми инфляционными последствиями. Во-первых, оживление имеющихся
мощностей – кратчайший путь к увеличению товарной массы, к достижению
рыночного равновесия. Во-вторых, эмитируемые деньги идут на замещение как
бартера, так и различного рода эрзац-денег, а значит, на сокращение
взаимных неплатежей и повышение уровня монетизации экономики (а в нынешних
обстоятельствах подобное повышение – столь же необходимая предпосылка
оживления реального сектора, как и общепризнанные условия в виде ослабления
налоговой нагрузки на предприятия и снижения банковского процента). В-
третьих, будет, можно надеяться, обеспечено такое организационно-
экономическое условие, как четкое канализирование кредитной эмиссии (да и
возможных бюджетных субсидий) в производственную сферу. К сожалению, в
течение всех лет реформы царила неуправляемость денежных потоков, что
наносило не меньший, а возможно, даже больший ущерб всей экономике и
особенно производству, нежели сама по себе инфляция (которая опустилась в
1996-1997 гг. до весьма умеренных значений). Не счесть примеров нецелевого
использования кредитных и бюджетных средств – их спекулятивных "прокруток",
применения для проведения валютных операций и конвертации в доллары с
последующим переводом последних за рубеж.
Наведение порядка в организации денежных потоков и создание четкого механизма направления финансовых ресурсов в запланированные пункты использования, полное исключение возможностей их нецелевого употребления – приоритетная задача денежно-кредитной и бюджетной политики. Она тем более актуальна, что стимулирование экономического роста, совершенствования структуры производства и модернизации производственного аппарата неизбежно потребует значительного расширения кредитной эмиссии.
На траектории оживления промышленности, достигаемого преимущественно беззатратными или малозатратными методами (такими, как повышение уровня менеджмента и качества работы институтов рынка, протекционизм, стимулирующая экспорт валютная политика, и т.п.), а отчасти и методами ресурсными (с помощью критически необходимых бюджетных субсидий, диктуемых, как правило, соображениями национальной безопасности, кредитной эмиссии, направляемой на пополнение оборотных средств и на улучшение использования производственных мощностей), возможна активизация промышленной политики – на базе постепенного развертывания маневра ресурсами для поддержки приоритетных отраслей и видов производств (включая и высокотехнологичные, наукоемкие). Речь идет о поэтапном дополнении преимущественно общесистемной информационной и институциональной политики политикой селективной.
Важнейший вопрос – выбор объектной направленности действий по
стимулированию промышленности. Пытаясь использовать антикризисный опыт
многих стран, выходивших на путь индустриального развития, российские
экономисты рассматривают дилемму: экспортная ориентация народного хозяйства
или его ориентация на импортозамещение. Думается, однако, что применительно
к России (с ее беспрецедентным разнообразием экономических задач и
возможных способов их решения, дифференциацией положения отраслей и
регионов) две указанные ориентировки не альтернативны, а вполне совместимы.
Поэтому при разработке промышленной поливки следует внимательно изучить
плюсы и минусы каждой из них.
Экспортная ориентация структуры российской промышленности сегодня тождественна упору на развитие ТЭК и некоторых других, преимущественно сырьевых (полуфабрикатных), отраслей (черной и цветной металлургии, некоторых секторов химической промышленности), обеспечивающих поступление в страну твердой валюты. Эти сферы: 1) в значительной мере выполняют функции сбалансирования внутреннего рынка, поскольку, прежде всего, за счет их валюты осуществляется импорт, компенсирующий провал отечественного производства товаров народного потребления; 2) являются основными налогоплательщиками и "дойными коровами" бюджета, реализуя и важные социальные функции (связанные с выплатами зарплаты бюджетникам, пенсий и т.п. Вот первый и убедительный довод в пользу экспортоориентированного развития на основе расширения производства преимущественно топливно- энергетических и сырьевых отраслей.
Второй аргумент – относительно высокая экономическая эффективность этих отраслей в сравнении с отраслями обрабатывающей промышленности. По некоторым оценкам, производительность труда в топливно-энергетическом комплексе, черной и цветной металлургии в 5-7 раз выше, чем в машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности, даже при том, что цены на продукцию первой группы отраслей ниже мировых[33].
Третий аргумент состоит в том, что развитие экспортных отраслей продуцирует значительный мультипликативный эффект и может стать импульсом оживления многих машиностроительных и иных отраслей, обслуживающих потребности экспортных производств (не говоря уж об эффекте расширения по линии обеспечения доходов потребителей-"бюджетников").
Четвертый аргумент – наличие современных примеров весьма успешной
реализации экспортоориентированной модели: их дают, в частности, Чили,
Малайзия, Таиланд и Сингапур (правда, это относительно малые страны, где
накануне их индустриального подъема не было многопрофильного производства,
больших объемов накопленного основного капитала, определявших инерционность
уже сложившейся структуры хозяйства).
Имеются, однако, и аргументы против преимущественной ориентации на
развитие ТЭК сырьевых (полуфабрикатных) отраслей, демонстрирующих сегодня
свои экспортные возможности. Абсолютизация этого пути чревата углубляющейся
примитивизацией структуры отечественной индустрии, в целом ослабляющей,
конечно, ее позиции. Конкурентные преимущества отраслей, о которых идет
речь, особенно металлургии и химии, в значительной мере объясняются
относительной дешевизной газа, электроэнергии и низким уровнем заработной
платы, т.е. факторами, значение коих со временем будет уменьшаться.
Естественные запасы сырьевой составляющей нашего экспорта, хотя и велики,
все же ограничены; условия добычи сырья в стране весьма тяжелы и требуют
крупных капиталовложений. Конъюнктура мирового рынка (нефтяного, стального,
рудного) неустойчива, а экспортная направленность, особенно в
обрабатывающих отраслях, сопряжена с импортной зависимостью (по поставкам
техники и технологий). Эксперты акцентируют то обстоятельство, что развитие
сырьевых отраслей в интересах наращивания экспорта не может быть
высокодинамичным, и, при соответствующем сдвиге структуры народного
хозяйства, присущие им низкие темпы станут предопределять и общие темпы
экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год при самых
благоприятных условиях, чего явно недостаточно для решения социально-
экономических задач России).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19