Промышленная политика России
p> Попытки решить проблему преодоления неплатежей чисто административными и организационно-финансовыми мерами недостаточны.
Необходимы более глубокие перемены во всей экономической политике, направленные на оживление реального сектора экономики и, прежде всего, инвестиционного процесса.

На первом этапе необходимо реанимировать выручку как полноценный способ расчета. Для этого следует предпринять действия, направленные на повышение в выручке удельного веса денежного компонента. Требуется, далее, приведение объемов текущих обязательств по заемным средствам в нормальное соответствие с выручкой (в нынешней ситуации для этого надлежит сохранить масштаб заемных средств или взаимных заимствований). Предстоит, наконец, найти способы покрытия накопленных в промышленности крупных убытков. При этом императив неприменения процедур банкротства означает, что превращение неплатежеспособных предприятий в платежеспособные должно происходить в особом режиме функционирования, который может быть назван режимом финансового оздоровления.

Действия, направленные на решение задач преодоления неплатежеспособности, можно подразделить на две группы:

1) макрохэкономические, относящиеся к общим условиям функционирования российской экономики;

2) специфические, применяемые лишь по отношению к ограниченному контингенту предприятий, функционирующих в режиме финансового оздоровления.

В макроэкономическом плане основным направлением государственной поддержки производственных предприятий должно стать содействие установлению в России максимально низких цен (соответственно, издержек товаропроизводителей).

Для этого нужно, во-первых, отменить нормы налогового законодательства, препятствующие продаже товаров по ценам ниже себестоимости. Во-вторых, установить государственно регулируемые цены на продукцию монополистов с учетом фактически сложившегося уровня расчетов. В- третьих, изменить порядок начисления амортизации, которая превратилась в инвестиционный долг.

Постановка вопроса об особом режиме финансового оздоровления влечет за собой требования ввести для охватываемого им контингента предприятий некоторые правила, отличающиеся от регламентируемых действующим законодательством.

Основным критерием, по которому предприятие подлежит в разряд оздоравливающих, должно быть соотношение выручки и текущих обязательств
(заемных средств, срок расчета по которым меньше одного финансового года).
При этом финансового оздоровления надлежит устанавливать на основе финансовой диагностики. Здесь целесообразно использовать правило: предприятие относится к оздоравливаемым, если его текущие обязательства более чем в 6 раз превышают среднемесячную выручку. Такую диагностику при приеме бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности могут осуществлять налоговые органы по согласованию с Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Результатом должен быть акт, устанавливающий неплатежеспособность предприятия и его отнесения к категории оздоравливаемых хозяйственных субъектов, рассчитывающихся по особому режиму. С момента включения предприятия в эту категорию накопленные им текущие обязательства на дату закрытия баланса реструктуризируются в общем порядке по отношению ко всем кредиторам (в том числе и к фискальной системе).

Предполагается следующий порядок реструктурирования:

1) общая сумма текущих обязательств подразделяется на две части (объем, равный трехмесячной выручке предприятия, остается в текущих обязательствах, а сумма последних, превышающая этот объем, реструктурируется или переводится в разряд долгосрочных обязательств со сроком погашения 10 лет);

2) деление накопленных текущих обязательств на оставляемые в текущих и реструктурируемые в долгосрочные проводятся в общем порядке пропорционально по всем кредиторам, о чем они извещаются;

3) вводится правило обслуживания сформированных долгосрочных обязательств, согласно которому на них ежегодно начисляется процент, равный ставке Центробанка России плюс 1 % (оплата процента относится к текущим обязательствам);

4) срок погашения долгосрочных обязательств наступает со следующего финансового года.

По предприятиям, функционирующим в особом режиме финансового оздоровления, вводится предел разумного срока расчета, составляющий 3 месяца. Если предприятие накапливает новые обязательства и не рассчитывается с контрагентами в этих временных пределах, то на четвертом месяце обязательства начинают дисконтироваться, о чем извещаются кредиторы, в том числе и фискальная система, которая обязана истребовать свой платеж в пределах разумного срока. Предлагается следующая шкала дисконтирования: расчет на 4-м месяце после возникновения обязательства – на 20 %; на 5-м месяце – на 40 %; на 6-м месяце – на 60 %; на 7-м – на 70 %; на 8-м – на 80
%; на 9-м и более – на 99 %. Прибыль, возникающая у предприятия в результате дисконтирования его обязательств, не облагается налогом, а поступает в фонд погашения убытков, образующихся в результате того, что его активы, в свою очередь, дисконтируются его должниками.

Наконец, необходим особый порядок трансформации убытков, согласно которому:

1) в конце финансового года убытки предприятия подразделяются на две равные (по 50 %) доли;

2) одна из них списывается на соответствующую сумму за счет уменьшения собственного капитала предприятия, а другая предъявляется всем без исключения кредиторам, в том числе и фискальной системе, в виде дисконта, представляющего собой уменьшение всей суммы обязательств на сумму убытка, который переносится на кредитора. За последним остается право (в случае, если он намерен противостоять недисконтным потерям) инициировать заявление в суд о банкротстве должника. Иными словами, режим финансового оздоровления должника не ущемляет прав кредиторов (впрочем, кредиторы вряд ли станут обращаться в суды, поскольку в режиме банкротства их требования будут удовлетворяться в последнюю очередь).

По мнению делегатов Третьего всероссийского экономического форума[39], переход к активной промышленной политике предполагает: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития; льготное кредитование их реализации за счет использования государственных гарантий; осуществление государственных инвестиционных и научно-технических программ, выращивание национальных лидеров-локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.

Очевидно, что эффективность государственного стимулирования структурной перестройки экономики решающим образом зависит от правильности выбираемых приоритетов. К приоритетным направлениям, осуществление которых в соответствующих программах государственной поддержки удовлетворяет указанным критериям, можно отнести, в частности, следующие:

1) развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность АПК;

2) прогресс новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;

3) обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, и для замены которого имеются соответствующие возможности освоения производства авиалайнеров нового поколения;

4) обновление оборудования электростанций, в том числе атомных, износ которого приближается к критическим пределам;

5) модернизация систем управления движения железнодорожного транспорта, создание эффективных систем управления смешанными перевозками;

6) производство современных средств гибкой автоматизации и механизации сельскохозяйственного производства;

7) создание современных транспортных узлов: морских портов, аэропортов, железнодорожных станций и автодорожных развязок, что способно существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок, обеспечить условия для внедрения современных систем управления снабжением по принципу "точно вовремя", критически важных для развития производств нового технологического уклада, расширения межрегиональной и международной кооперации производства;

8) наращивание жилищного строительства с использованием современных технологий;

9) налаживание информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптиковолоконной связи, сотовой связи в городах;

10) реконструкция непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностических приборов для медицины, вычислительной техники для системы образования, и т.д.);

11) активное использование государственных закупок передовой техники и передачи ее в лизинг для ускорения обновления производственных фондов;

12) оздоровление окружающей среды на базе современных экологически чистых технологий.

Осуществляя реализацию приоритетных направлений структурной политики, стимулируя инновационную и инвестиционную активность, государство обязано заботиться о формировании и росте конкурентоспособных на мировых рынках отечественных предприятий и их объединений. Это требует пересмотра подхода к экономической политике на микроуровне.

Современное производство в магистральных направлениях экономического роста осуществляется крупными корпорациями, существующими в симбиозе с малыми и средними инновационными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, лабораториями и университетами, в своем единстве обеспечивающими непрерывные процессы освоения новых технологий, подготовки кадров, изготовления сложных изделий и создания новых потребительских качеств. Это требует организации разрозненных и нежизнеспособных сегодня предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы, финансово-промышленные группы и объединения.
Актуализация имеющихся конкурентных преимуществ немыслима без формирования институциональной среды и разнообразных форм кооперации науки, образования, производства и финансов, соответствующих критериям современного технологического уклада.

Для эффективной организации промышленного производства должны быть созданы условия интеграции финансового капитала и промышленных предприятий, в том числе посредством: окончательного устранения надуманных ограничений на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур, на слияния и объединения производственных предприятий, научно- исследовательских и финансовых организаций; стимулирования становления финансово-промышленных групп, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции; использования приватизации остающихся в государственной собственности акций предприятий для формирования эффективной и конкурентоспособной структуры организации промышленности. В условиях концентрации производства в мирохозяйственных масштабах переход к устойчивому национальному экономическому росту требует создания крупных вертикально интегрированных производственно-финансовых структур, обеспечивающих расширение российских составляющих мировых воспроизводственных контуров современного и новейшего технологического укладов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать