Промышленная политика России
p> Приведенная контраргументация концепции экспортоориентированной структуры народного хозяйства, как представляется, должна предостеречь лишь от абсолютизации этой концепции. Из сути этих доводов следует только то, что в развитии экспортного потенциала нельзя замыкаться на сырьевых отраслях: необходимо наращивать его и на базе других производств (к которым ныне можно отнести производство вооружений и ядерного топлива для атомной энергетики, аэрокосмическую отрасль, электроэнергетику, тяжелое транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электротехнику). Однако подобные критические положения следует рассматривать самым серьезным образом, принимая решения с учетом прогноза развития фиксируемых ими неблагоприятных факторов.

Что касается концепции импортозамещающей ориентации, то, по сути, речь идет о стратегии обеспечения внутреннего рынка преимущественно на основе развития национального производства, вполне логичной для нашей страны с весьма емким потенциальным рынком и многопрофильным производством.
Более того, она указывает путь к преодолению дезинтеграции народно- хозяйственного комплекса и к восстановлению целостности общественного воспроизводственного процесса. Активное импортозамещение – важное средство улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов страны, предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия безработице.

Но и этот подход к формированию структуры промышленного производства вряд ли стоит абсолютизировать. Нельзя допускать автаркии, наш путь – равноправное и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Импорт обогащает ассортимент внутреннего рынка, облегчает внедрение современных технологий, а во многих случаях предоставляет в данном отношении единственную возможность.

Вышеизложенные соображения конкретизируют уже формулировавшийся вывод: развертывание промышленной политики и решение более общей задачи формирования оптимальной структуры народного хозяйства в целом не может опираться на альтернативную постановку вопроса – или экспортоориентированное, или импортозамещающее развитие (допустимую, наверное, для компактных экономик). Необходимо сочетание того и другого, а оптимальную конкретную меру сочетания следует выявлять на уровне народнохозяйственных комплексов (ТЭК, конструкционные материалы, машиностроение и металлообработка, АПК и производство технически сложных товаров народного потребления, ВПК) или даже применительно к отдельным отраслям.

С учетом в той или иной мере охарактеризованных выше экономических критериев, реальных возможностей и первоочередных социально-экономических потребностей приоритеты промышленной политики в среднесрочной перспективе надлежит, как представляется, связать со следующим перечнем объектов-блоков отраслей.

1. ТЭК – энергетическая база народного хозяйства и главная "дойная корова" госбюджета. Он обладает определенными конкурентными преимуществами и мощными мультипликативными эффектами, на его продукцию предъявляется устойчивый внешний и внутренний спрос. Необходимая экономическая поддержка этого комплекса должна, думается, состоять, во-первых, в такой курсовой политике, которая стимулировала бы экспорт. Во-вторых, – в полной ликвидации не-платежей за поставляемые топливо и энергию, прежде всего неплатежей государственных потребителей. В-третьих, – в более активной политике государства по ликвидации задолженностей потребителей в странах
СНГ. В-четвертых, – в поощрении развертывания мультипликативного воздействия ТЭК на сопряженные с ним отрасли и в стимулировании в этих целях переключения с импортеров на отечественных производителей заказов предприятий комплекса на оборудование и материально-технические ресурсы.
Соответствующую техническую поддержку могли бы оказать конверсируемые предприятия ВПК, особенно по производству ресурсосберегающих технологий; последнее, как и импорт таких технологий, могло бы быть поддержано налоговыми и таможенными льготами.

Все это касается и других отраслей с высокой долей экспорта.

2. АПК. Его эффективное развитие – обязательное условие сбалансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих социальных проблем. Спрос на его продукцию, естественно, гарантирован и будет расти с повышением доходов большинства населения – особенно если удастся поставить преграды импорту низкокачественного продовольствия и товаров легкой промышленности; здесь уместен разумный протекционизм.

Конечно, этот комплекс требует поддержки. Но есть и другие – организационно-хозяйственные – возможности, прямо связанные с потенциалом промышленной политики. Тут следует принять во внимание, что в отраслях АПК, прежде всего, собственно в сельском хозяйстве, произошли самые глубокие разрушения, относящиеся к производству (в том числе в культуре земледелия и животноводства), а демонтированная система управления и хозяйственных связей сельского хозяйства с промышленностью, по сути, ничем не была заменена[34]. Если пищевая промышленное дает положительные образцы перестройки на рыночных началах, то сельское хозяйство, как ни странно, вопреки имеющемуся историческому (нэповскому) опыту оказалось сферой, наименее приспособленной к рынку. В этой связи необходимы, с одной стороны, усилия государственных органов по восстановлению систем контрактационных закупок урожая и агротехнического обслуживания, созданию систем агроконсалтинга и информационного обслуживания. С другой стороны, важную роль могут сыграть работающие на сельскохозяйственном сырье промышленные предприятия. Прежнее понятие "смычки города и деревни", разумеется, устарело, однако задача наладить прямые хозяйственные связи названных предприятий с предприятиями сельскохозяйственными (при минимизации роли посредников) сегодня представляется безальтернативной. Имено промпредприятия призваны, используя возможности аренды сельскохозяйственных угодий, договоров и хозяйственного ассоциирования, инициировать повышение уровня агро- и зоотехники, совершенствование структуры посевов и стада, улучшение в агросекторе менеджмента и маркетинга, и т.п.

Применительно к АПК особенно актуально требование усиления контроля за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных средств.

3. Жилищное строительство и реконструкция жилого фонда. Жилье – одна из самых насущных потребностей широчайших слоев населения страны и едва ли не самый привлекательный объект реализации личных сбережений. Жилищное строительство обладает значительным мультипликационным эффектом: оно
"вытягивает" производство строительной техники и индустрии стройматериалов, сферу коммунально-бытового обслуживания, ряд отраслей социально-культурного комплекса.

Стимулирование развития рассматриваемого объекта промышленной политики желательно подкрепить продвижением жилищно-коммунальной реформы, развитием ипотечного кредитования, разработкой современных схем и технологий градостроительства и сельского строительства, т.е. мерами институционального характера.

В последние годы получило широкое распространение создание элитного жилья. Однако пик спроса на него уже миновал, и назрела необходимость крупномасштабного строительства "народного" жилья – качественного и относительно дешевого. С учетом мнения потребителей и выявления тенденций в строительном деле и процессах урбанизации специалисты должны решить вопрос о том, что предпочтительнее: многоквартирное и многоэтажное жилье или дома на семью (по модели "одноэтажной Америки").

4. ВПК и конверсия оборонных предприятий. Промышленная политика в этой сфере призвана обеспечить решение основной – оборонной – задачи, а также задач расширения продажи оружия на мировых рынках, ремонта, модернизации и сервисного обслуживания военной техники зарубежных стран, а также широкого задействования в гражданском секторе промышленности передовых технологий двойного применения. Потенциальный мультипликативный эффект развития ВПК и конверсии ряда его предприятий очевиден. Эта проблематика широко освещалась экономической литературе[35]; разрабатывались многочисленные конверсионные программы, которые не были реализованы.

Однако, государственная промышленная политика не может ограничиваться решением" отраслевых проблем. По мнению Ю. Кормнова[36], в ней следовало бы предусмотреть инструменты приспособления хозяйствующих субъектов к условиям либерализации и глобализации мировой экономики, стимулы к промышленному сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их преимуществ, меры содействия развитию экспортоориентированных конкурентоспособных производств обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичных

Государственная поддержка – инструмент промышленной политики. В условиях рыночной экономики государство формирует правовую и организационно- экономическую среду деятельности предприятий, содействующую повышению эффективности работы.

Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие соединять интересы корпораций и государства. Она проводится для хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация – дело законодательной и исполнительной власти федеральной, субъектов
Федерации, местной (муниципальной). Они же вырабатывают конкретные меры поддержки производства.

Нередко государственное содействие предприятиям понимается как прямые бюджетные ассигнования. Но это лишь одна, к тому же не обязательно главная и постоянная, форма осуществления промышленной политики. Как показывает мировой опыт, такие методы не всегда оправданы, поскольку могут вызвать у хозяйствующих субъектов "синдром иждивенчества", привести к снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, а в конечном итоге – разбазариванию национального достояния. Конечно, в ряде случаев, например, диктуемых необходимостью уменьшения безработицы, другими соображениями социального характера, не обойтись без дотаций и льгот. Но они оправданы лишь в качестве стартовых, с ограниченными и четко зафиксированными в распорядительно-правовых документах сроками, возвратных и (или) "возмещаемых".

Направления и формы государственной помощи предприятиям активно участвующим в проведении промышленной политики, могут быть следующими:

- меры улучшения организационно-экономической и правовой среды жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, закрепляемые в законодательно-нормативных актах прямого действия;

- система мер в финансовой, валютной, кредитной, банковской, инвестиционной и налогово-пошлинной сферах. Назовем, в частности, отмену НДС на изделия, изготовляемые по лицензиям как для внешнего, так и внутреннего рынка. Без этого в большинстве случаев лицензионная продукция машиностроения не станет конкурентоспособной. (В сопоставлении с издержками производства у лицензиара российское предприятие-лицензиат несет дополнительные расходы по уплате НДС и таможенных пошлин на импортные комплектующие). Необходимо и предоставление правительственных гарантий по внешним заимствованиям предприятий лишь по конкурсам. Такая мера ориентирует на реализацию инвестиционных проектов, отвечающих интересам предприятий и государства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать