Информационный маркетинг - важный фактор экономического развития
региона. В исследовании “Маркетинг страны: промоушн как средство
привлечения иностранных инвестиций” Льюис Уэлс и Элвин Уинт доказывают, что
промоушн территории имеет статистически значимое влияние на приток
иностранных инвестиций. Причем для стран с развивающейся экономикой
промоушн имеет наиболее значимое влияние (до 40%) среди других переменных
(эффективный спрос (ВНП на душу населения), рост рынка (динамика ВНП),
баланс платежей, инфляция, политическая стабильность).
По результатам инвестиционного рейтинга российских регионов в журнале
Эксперт №39 от 19 октября 1998 года сделано важное заключение: “пропаганда
инвестиционной привлекательности региона может привести к полутократному
росту инвестиций”. В пример приводится активный промоушн Саратовской
области, в результате которого объем иностранных инвестиций в область
увеличился в полтора раза, причем объем отечественных капиталовложений
вырос за два года в сопоставимых ценах на 40% (при общероссийском снижении
на 5%).
Эта зависимость, можно предположить, наблюдается не только в привлечении инвесторов и привлечении других покупателей услуг территории.
Таким образом, информационный маркетинг региона – стратегия развития территории, имеющая значимое влияние на привлечение покупателей услуг региона.
Законодательство, регулирующее вопросы осуществления маркетинга региона
Регулирование вопросов сбора и распространения информации о регионе разными методами и способами. При осуществлении деятельности по созданию и распространению информационных продуктов о регионе разными методами и способами необходимо иметь в виду права и ограничения, указанные в нормативно-правовых актах российского и регионального законодательств.
Статья 29 Конституция РФ определяет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое ч. 4 комментируемой статьи, может осуществляться различными способами - посредством межличностного общения, средств массовой информации (СМИ), материальных носителей информации, учебных заведений, через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору.
Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и
получать информацию. Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст.
38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой
информации". Более широко право на доступ к информации определено в
Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и
защите информации", хотя он и касается главным образом документированной
информации. Этот федеральный закон также регулирует отношения, возникающие
при формировании и использовании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и
предоставления потребителю документированной информации и защите
информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и
информатизации. Средства распространения информации могут быть как
государственными, так и общественными, частными. Согласно ст. 6 Закона "Об
информации, информатизации и защите информации" гарантируется право
собственности граждан на информационные ресурсы и распоряжения ими.
Специально вопросу получения информации о деятельности органов государственной власти посвящен Федеральный закон от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", а также Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (с изменениями от 17 января 1997 г.), которым установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.
При проведении рекламных кампаний необходимо руководствоваться
Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ “О рекламе”, регулирующий
отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ.
Создание и распространение информационных продуктов должно
соответствовать положениям Закона РФ об авторском праве и смежных правах 9
июля 1993 года n 5351-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 n 110-ФЗ),
регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием
произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм,
исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания
(смежные права). Например, даже при создании и распространении справочной
информации о регионе необходимо помнить, что согласно статье 7
комментируемого Закона “сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и
другие составные произведения, представляющие собой по подбору или
расположению материалов результат творческого труда также относятся к
объектам авторского права. Не являются объектами авторского права
официальные документы, государственные символы и знаки, произведения
народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный
характер.
Продвижение информации о регионе не может быть эффективным без
использования PR-технологий, предусматривающих, в том числе, тесное
взаимодействие со СМИ. В этом случае необходимо руководствоваться Законом
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с
изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998
г.). Статья 4 комментируемого закона, например, предусматривает
недопустимость злоупотребления свободой массовой информации: не допускается
использование средств массовой информации в целях совершения уголовно
наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную
или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и целостности государства,
разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости
или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач,
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Необходимость соблюдения ограничений к доступу информации. Право на
распространение информации законными способами означает и необходимость
соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к
государственной тайне или к конфиденциальной. Законодательство о
государственной тайне основывается на Конституции, Законе Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" и включает Закон Российской
Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", ряд других актов.
Закон "О государственной тайне" определяет перечень сведений в
военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики и
внешнеэкономической деятельности, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, которые могут быть отнесены к
государственной тайне (ст. 5). На основе этих положений и в соответствии со
ст. 4 данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября
1995 г. утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а
также перечень государственных органов, наделенных полномочиями по
распоряжению этими сведениями. За разглашение государственной тайны
установлена ответственность вплоть до уголовной (ст. 75, 76 УК). В то же
время Закон "О государственной тайне" определяет перечень сведений, не
подлежащих засекречиванию, например о состоянии экологии, здравоохранения,
санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о
состоянии преступности, фактах нарушения прав и свобод личности и др. (ст.
7).
Межгосударственный и межрегиональный обмен информацией. При
осуществлении информационного маркетинга территории необходимо учитывать
имеющиеся договоры, концепции, протоколы о намерениях и другие документы в
области межгосударственного и межрегионального обмена информацией. Этому
вопросу, например, посвящена Концепция формирования информационного
пространства Содружества Независимых Государств (утв. Решением СГП СНГ о
Концепции формирования информационного пространства СНГ от 18 октября 1996
г.). Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств -
участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде
всего в сфере обмена информацией.
Положением о Межгосударственном совете по выставочно-ярмарочной деятельности Содружества Независимых Государств (Приложение к Соглашению о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ от 26 мая 1995 года), например, предусмотрена выработка и реализация современной концепции выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ, проведение в рамках СНГ выставок и ярмарок, мероприятий, направленных на рациональное развитие интеграционных процессов в Содружестве, взаимного инвестирования, международных контактов, обмена передовым опытом и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об
участии в международном информационном обмене" органы государственной
власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, в том числе, стимулируют расширение взаимовыгодного
международного информационного обмена документированной информацией и
создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев
документированной информации, информационных ресурсов, информационных
продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от
некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной
конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств
в информационной сфере, а также способствуют развитию товарных отношений
при международном информационном обмене.
При этом необходимо помнить, что все контакты с органами
исполнительной власти иностранных государств, в том числе и с органами
государств ближнего зарубежья, осуществляются, в соответствии с Письмом
Минюста РФ от 8 апреля 1998 г. N 2305-ПК, только через Министерство
иностранных дел Российской Федерации и его органы, за исключением случаев,
когда иной порядок установлен законом или международным договором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17