СМИ, проведении рекламных кампаний, информационных миссий, участии в выставках и ярмарках, осуществления других мероприятий, предусмотренных планом проведения информационного маркетинга региона являются предметом регулирования российского законодательства. При этом право на распространение информации законными способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной, что регулируется специальным законодательством о государственной тайне. При осуществлении информационного маркетинга региона также необходимо учитывать имеющиеся договоры, концепции, протоколы о намерениях и другие документы в области межгосударственного и межрегионального обмена информацией.
Нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ, регулирующие отношения, возникающие в ходе осуществления информационного маркетинга региона позволяют скоординировать усилия по промоушну территории, оптимизировать затраты на рекламу и коммуникации.
В настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию
необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга. Однако,
усилия регионов в этом направлении крайне незначительны, за небольшим
исключением. Как показал анкетный опрос руководителей подразделений органов
исполнительной власти субъектов РФ, функции информационного маркетинга
региона практически выполнялись лишь частично, практически отсутствует
какая-либо оценка эффективности информационного маркетинга.
Глава. Понятие и виды информационных систем для поддержки принятия решений
и методы их создания
Проблемы планирования, организации и поддержания устойчивого развития становятся все более важными, приобретая статус важнейших проблемы мировой политики, экономики и шире - человеческой культуры и цивилизации в целом.
Неравномерность развития регионов приводит к тому, что проблемы устойчивого развития должны рассматриваться не только на глобальном, но и на региональном уровне. Намечается тенденция усиления внимания к региональным составляющим в этой проблематике.
Определяющую роль в осознании этих проблем человечеством сыграли ученые. Сибирское отделение РАН и его председатель академик В.А. Коптюг внесли существенный вклад в эту работу. В настоящее время во многих институтах ведутся исследования, имеющие отношение к проблемам устойчивого развития. Среди них есть как фундаментальные, так и прикладные работы, отражающие различные аспекты устойчивого развития, но только их интеграция, только комплексный подход и создание единых концепций, проектов и программ могут привести к конечному результату - выработке и реализации управленческих решений, необходимых для устойчивого развития.
Глобальная проблема, затрудняющая переход от исследовательских работ
к реальному управлению развитием заключается в частичности и неполноте
любого монопредметного научного подхода. Ее можно назвать проблемой
полипредметной интеграции. Данный проект представляет собой шаг в этом
направлении и процесс интеграции является его основным содержанием.
Средством объединения усилий является работа над созданием единой
информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих
решений с целью обеспечения устойчивого развития региона в целом и его
экономики в частности.
Интеллектуальная поддержка принятия решений
В последнее время при обсуждении задач информатизации и разных
подходов к их выполнению все больше слышатся термины "поддержка принятия
решений", "интеллектуальные системы", "интеллектуализация ЭВМ" и т.п.
Объективная причина этого не только в том, что созрела техническая и
инструментальная база для применения новых технологий, но, главным образом,
в том, что в стране назревает переход от частичной автоматизации рутинной
деятельности, использования простых бухгалтерских, расчетных и
информационно-справочных систем к комплексной автоматизированной поддержке
профессиональных и других задач в разных предметных областях.
К сожалению, часто приходится слышать употребление этих мощных сложных понятий не более как модных терминов. С одной стороны, не секрет, что некоторые потенциальные разработчики программных систем пытаются таким образом повысить собственный авторитет и завоевать заказчика. С другой стороны, и заказчик, наслышанный и начитанный о новых течениях в информатике, довольно легко попадается в ловушку из модных слов. Поскольку специалистов не так- много, а эйфорических ожиданий хоть отбавляй, то смысл этих специальных понятий часто искажается. Поэтому, прежде чем обсуждать суть вопроса, уточним, о чем идет речь, остановившись вначале на понятии интеллектуальной системы.
Понятие интеллектуальной системы относится к области искусственного интеллекта. Интеллектуальную систему в первом приближении определяют как компьютерную систему, которая на уровне, близком к уровню человеческого интеллекта, решает задачи, которые до недавнего времени мог решать только человек.
Следует особо подчеркнуть, что интеллектуальная система не копирует
структуру и мыслительные функции человеческого интеллекта, а всего лишь по
мере возможности не хуже него решает "человеческие" задачи. Только такая
отправная позиция позволяет уйти от философских споров на тему "Может ли
машина мыслить?" и "Возможно ли искусственное воспроизводство человеческого
интеллекта?". Речь идет не о создании искусственного интеллекта как
такового, а о компьютерных технологиях для решения разнообразных,
нетрадиционных с точки зрения математического подхода, задач. Понятие
"интеллектуальные системы" многогранно. С одной стороны, интеллектуальность
предполагает, что общение с системой должно происходить на уровне и по
принципам человеческого интеллекта. Этот первичный смысл и породил применение термина "интеллектуальный" к современным программным
системам. Интеллектуальные системы возникли как раз благодаря тому, что
лавинообразное распространение вычислительной техники и стремительное
внедрение ее в сферу деятельности непрофессионалов востребовало как бы
повышение уровня способностей компьютерных систем подстраиваться под
широкого и специально неподготовленного пользователя.
Интеллектуальность как человеческое качество предполагает способность общаться, понимать, мыслить, применять опыт для формирования решений. В интеллектуальных системах эти функции реализуются соответственно посредством интерфейса системы с пользователем на языке, близком к естественному; интерпретации получаемых данных путем сопоставления с известной информацией о предметной области; логическом выводе решений; применении особого рода конструктивной информации - знаний о способах и стратегиях решения задач в предметной области. Кроме того, интеллектуальные системы, как и человек, имеют способность обучаться; обобщать получаемую информацию и накапливать опыт, а также объяснять получаемые решения, хотя в разных технологиях эти возможности реализованы по-разному и на разном уровне.
Для решения задач информатизации практической деятельности необходимо иметь в виду специальный, более точный смысл понятия интеллектуальной системы.
В специальном смысле под интеллектуальной понимается программная система, построенная по особой технологии. Технология определяет как структуры данных для представления информации в машине, так и методы ее обработки. Регламентируются также основные функции системы, структура, стратегии функционирования, а отсюда и круг задач, к которым такие системы могут применяться.
Таким образом, для специалиста применение термина
"интеллектуальная система" означает определенную технологическую базу, на
которой он должен основываться как разработчик. Вообще говоря, существует
не одна, а множество технологий разработки интеллектуальных систем.
Исторически первая из них - технология нейронных сетей, толчком для ее
возникновения послужила идея в качестве отправной точки взять модель
физиологической основы человеческого интеллекта - высшей нервной системы.
Другая наиболее широко и настоящее время распространенная технология
экспертных систем, или иначе ее называют инженерия знаний, базируется на
применении особого рода конструктивной информации - знаний. Знания - это
информация о способах решения разнообразных человеческих задач,
профессиональных и непрофессиональных. Знания позволяют интеллектуальной
системе формировать рекомендации пользователю для принятия решений
относительно конкретных возникающих перед ним задач, например - врачу
помочь поставить диагноз, инженеру - определить неисправность технической
системы, геологу - обнаружить месторождение полезных ископаемых и т.п.
Под интеллектуальными понимают также гибридные системы, использующие элементы технологий искусственного интеллекта наряду с другими компьютерными технологиями.
Под поддержкой принятия решений в широком смысле понимают всевозможную помощь пользователю в процессе его работы. В узкоспециальном смысле этот термин предполагает подход к решению задачи пользователя как к управленческой и в конечном итоге означает выбор вариантов решения задач пользователя.
Автоматизированная поддержка принятия решений в широком смысле
означает выполнение хотя бы одной из следующих функций:
Предоставление справочной информации без автоматического формирования
запросов к базам данных;
Предоставление справочной информации с автоматическим формированием
запросов к базам данных и привязкой к условиям решаемой задачи;
Графическая визуализация получаемой справочной информации и информации о
способах принятия решений;
Предоставление рекомендаций по формированию решений;
Сужение пространства поиска решения пользователем.
Выбор и рекомендации наиболее приемлемых решений с учетом рангов;
Моделирование последствий принятия решений.
Следует отметить, что в настоящее время большинство программных систем, называемых системами поддержки принятия решений, носят всего лишь информационно-справочный характер, то есть выполняют лишь первую из перечисленных функций. Другие информационно-справочные системы позволяют выполнить несколько первых функций.
В этой связи можно сказать о широко известных и популярных
технологиях баз данных и геоинформационных систем (ГИС). Что может получить
пользователь от такой системы. Ну, конечно, разнообразную справочную
информацию. Правда, добраться до нее бывает не так-то просто, даже если
система снабжена развитым диалогом типа меню. Очень часто для этого
пользователю требуется помощь программиста или оператора системы.
Популярность ГИС вызвана тем, что они помогают лицам, принимающим решения
(ЛПР), еще и тем, что представляют информацию визуально, то есть выполняют
функцию, указанную четвертой. Примером могут служить разнообразные задачи
по районированию территорий. Известно, что возможность визуального
представления повышает конструктивность получаемой информации и ее
полезность для принятия решений. Именно это, а также то, что ГИС имеют дело
с географической информацией, которая оказывается чрезвычайно полезной в
большинстве задач организационного управления, сделали эту технологию очень
популярной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17