Билеты по методике обучения иностранным языкам

успеваемостью в течение всего года. Регулярность контроля имеет важное

значение для воспитания у учащихся необходимости систематической

работы над языком, без чего невозможно формирование практических

навыков и умений. Это позволяет учителю избежать случайности в выборе

объекта контроля, обеспечивает равномерность контроля.

2. Всесторонность проверки, предполагающая контроль уровня владения

каждым учащимся всеми видами речевой деятельности. Всесторонний

контроль возможен только при регулярной проверке всех учащихся класса,

в ходе которой учитель ведет учет успеваемости.

3. Дифференцированный подход в проведении контроля, проявляющийся в учете

трудностей усвоения или овладения материалом для данной категории

учащихся или отдельного ученика, выборе методики и форм контроля,

адекватных его объекту.

4. Объективность контроля, предполагающая наличие установленных и

известных учащимся критериев оценки, строгое соблюдение учителем этих

критериев, сведение до минимума субъективизма в мнении об ученике.

Высокая требовательность учителя должна сочетаться с внимательным

отношением к каждому ученику, с необходимостью поощрения его первых

успехов, укрепление его веры в собственные силы, в возможность

преодолеть трудности.

5. Соблюдение воспитательного воздействия оценки. Оценка знаний, навыков

и умений учащихся в баллах является средством воспитания учащихся,

влияния на мотивационно-побудительные факторы их учебной деятельности,

потому что она является выражением признания его успехов (или

отставания), степени соответствия знаний, навыков и умений требованиям

программы для данного касса.

Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые умения и

навыки, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности.

Например, в говорении – уровень развития диалогических и монологических

умений, в аудировании – объем, длительность звучания, полнота и точность

понимания монологической и диалогической речи при одноразовом восприятии

в механической записи и в живом общении, при чтении – умение извлекать

необходимую информацию читаемого текста определенного характера в

определенное время.

В методической литературе выделяются основные и дополнительные

критерии для оценки практического владения различными видами речевой

деятельности. Основные критерии, приведенные ниже, позволяют определить

минимальный уровень владения данной деятельностью, дополнительные

показатели служат для определения более высокого качественного уровня.

Качественные показатели говорения: степень соответствия высказывания

учащихся по теме и полнота ее раскрытия; уровень речевого творчества и,

наконец, характер правильности использования языкового материала, т.е.

соответствия (или несоответствия) грамматическим, фонетическим и

лексическим норам изучаемого языка.

Количественный показатель говорения – объем высказывания, т.е.

количество речевых единиц, используемых в речи.

К диалогической речи предъявляются следующие требования:

Качественные показатели: умение принимать участие в беседе, сочетая обмен

короткими репликами с более развернутыми высказываниями.

Количественные показатели: объем грамматически правильно оформленных реплик

каждого собеседника и их количество должно возрастать от класса к классу.

Требования к монологической речи: умение самостоятельно без

предварительной подготовки сформулировать высказывание в соответствии с

ситуацией, использовать разнообразные лексико-семантические и

синтаксические структуры, а также оценивать умение выражать свое мнение к

высказыванию. К 10 классу количество грамматически правильных предложений =

10-15.

Качественные показатели аудирования: 1) характер воспринимаемой речи

(речь в механической записи или живая речь собеседника), 2) степень

понимания: общее представление, полное понимание, точное понимание (т.е.

понимание всех деталей аудируемого текста).

Количественные показатели аудирования: объем воспринимаемой на слух

речи (время звучания, темп речи).

Качественные показатели чтения: 1) характер понимания (общее

представление, полное понимание содержания всего текста, переводность или

беспереводность понимания); 2) характер языкового материала текста

(содержащего только знакомый языковой материал, определенное количество

незнакомого лексического материала), степень адаптированности

(оригинальности) текста.

Количественные показатели чтения: скорость, объем текста.

Виды контроля. В педагогической практике используют следующие виды

контроля: а) текущий (следящий) – самый распространенный и наиболее

эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-

корригирующей функции проверки.

б) тематический контроль. В связи с тем что основным

принципом организации материала по иностранному языку является

тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы

предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими

навыками, умениями в результате изучения темы на заключительных уроках,

иногда предусматриваемых авторами учебников.

в) периодический контроль проводится как правило, с целью

проверки овладения материалом большого объема, например изученного за

учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее

состояние успеваемости учащихся класса.

г) итоговый контроль навыков и умений проводится в

конце каждого года обучения. В 11 классе проводится выпускной экзамен по

иностранному языку.

Формы контроля.

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были

адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются.

В методической литературе известны следующие формы контроля: а)

индивидуальные и фронтальные, б) устные и письменные, в) одноязычные и

двуязычные.

Говорение. Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения

является устная форма, так как она позволяет выявить наиболее важные для

данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые

автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается

содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть

проверены и с помощью письменной формы проверки.

При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности

фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силы

спонтанности речи. Поэтому целесообразно использовать звукозаписывающие

средства.

Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным,

индивидуальным и групповым. Фронтальная устная проверка наиболее удобна для

текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации

материала, выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит

целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и

осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль

играет учитель, кроме тех случаев, когда проверяются диалогические умения

начинать и поддерживать диалог. При групповом контроле в беседу вовлекается

группа учащихся. Для выявления уровня владения монологической речью

отдельными учащимися используются индивидуальные виды контроля, например:

1)ответы на коммуникативные вопросы по опорам, по тексту; б) монологическое

высказывание по тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются

единственно возможными при проверке монологических умений, при этом

необходимо, однако сочетать индивидуальные формы проверки с фронтальными,

чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных

учеников.

Объектом контроля говорения могут служить и письменные работы

речевого характера. Следует, однако, иметь в виду, что письменные формы

проверки для учащихся являются более трудными, чем устные. Кроме того, эти

формы не позволяют фиксировать такие важные качества устной речи, как

степень спонтанности, речевую реакцию и темп речи.

Все эти формы контроля носят одноязычный характер.

Аудирование. Виды и формы контроля аудирования делятся по участию родного

языка на одно- и двуязычные, по форме – на устные и письменные, по функциям

– на констатирующие, обучающие, стимулирующие; с использованием ТСО и без

применения их.

Если речь идет о точном понимании большого по объему текста, языковой

материал которого сложен для последующего активного употреблении, а

изложение своими словами оказывается для учащегося данного класса слишком

трудным заданием, целесообразно проводить проверку с помощью родного языка.

Во всех других случаях контроль носит одноязычный характер.

Одноязычными формами контроля являются ответы учащихся на вопросы

учителя по прослушанному тексту, обращенные к классу (фронтальная форма

проверки) или к отдельным ученикам (индивидуальная форма), а также пересказ

близко к тексту или своими словами. Возможно использование5 также тестовых

заданий, помогающих выявить степень владения рецептивными навыками.

Проверка понимания речи (диалогической и монологической) в

механической записи возможна только с использованием аудитивных технических

средств. Возможна фронтальная письменная проверка понимания (на родном

языке), которая более всего отвечает задачам периодического или

заключительного контроля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать