Билеты по методике обучения иностранным языкам

Чтение и письмо: а) одноязычные – устная речь (монологическая и

диалогическая) и чтение вслух, а также иногда наглядность; б) двуязычные –

перевод.

Использование устной речи независимо от ее вида как средства контроля

предполагает активное владение материалом настолько и в таком объеме, чтобы

достаточно полно и правильно передать содержание прочитанного текста. Этот

вид контроля может быть фронтальным и индивидуальным в зависимости от цели

и условий контроля. Выразительное чтение вслух также может быть устной

формой контроля.

В практике используются и письменные формы фронтальной проверки

чтения, чаще всего на родном языке. На начальном этапе наиболее приемлемой

формой являются одноязычные устные фронтальные формы проверки, на среднем

этапе возможен и целесообразен иногда письменный фронтальный перевод тех

мест текстов, в правильности понимания которых учащимися учитель

сомневается. На старшем этапе может использоваться выборочный устный

перевод, связанный с анализом трудных мест; письменный перевод отдельных

мест текста, а также ответы на вопросы и постановка вопросов; пересказ

содержания.

Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения

различного рода письменных речевых работ (диктанты, упражнения, списывание,

проверка орфографических навыков).

Как правило, при проверке письменных речевых и условно-речевых

упражнений учитывается в первую очередь содержание, а также лексическая и

грамматическая правильность, так как письмо является лишь средством, а не

целью обучения иностранному языку в средней школе.

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой

деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение

информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе

процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и

перекодировки информации.

При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как

самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущие место по своей

важности и доступности. Оно выполняет следующие функции:

1) прививает навыки самостоятельной работы.

2) Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования.

3) Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).

4) Расширение кругозора.

5) Прививает любовь к книге.

Для достижения поставленных целей необходимо приобщать к чтению

художественной, публицистической, научной и специальной литературы на

иностранном языке.

Предметом чтения является чужая мысль, закодированная в тексте и

подлежащая распознаванию при зрительном восприятии текста.

Продуктом – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат – воздействие на читающего и его собственное речевое или

неречевое поведение.

Единица этого вида речевой деятельности – смысловое решение, принятое

на основе переработки извлекаемой информации и ее присвоения.

В основу обучения чтению положены следующие принципы, выделенные

С.К.Фоломкиной:

1) обучение чтению – это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации,

а не только способ озвучивания текста;

2) обучение чтению должно строится как познавательный процесс;

3) обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную

деятельность учащихся;

4) обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.

Как и всякая человеческая деятельность, чтение имеет трехфазовую

структуру. А именно:

1. Мотивационно-побудительная фаза этой деятельности, т.е. зарождение

потребности, желания, заинтересованности в ее осуществлении. Она приводится

в действие специальной коммуникативной задачей, создающей установку на

чтение. Ориентирует на извлечение всей или основной, определенной

информации. Это определяет замысел и стратегию чтения.

2. Аналитико-синтетическая часть чтения протекает либо только во

внутреннем плане (понимание при чтении про себя), либо во внутреннем и

внешнем плане (понимание при чтении вслух) и включает психические процессы:

от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично

неизвестного языкового материала и его узнавание к его осознанию и принятию

смыслового решения, т. е. к пониманию смысла.

Следовательно, при чтении аналитико-синтетическая часть включает в себя

исполнительную.

3. Контроль и самоконтроль составляют третью фазу чтения как вида

речевой деятельности, обеспечивающую вынесение понимания во внешний план.

Это может осуществляться с помощью других видов речевой деятельности –

говорение и письма. А также невербально, например, с помощью сигнализации

или поступочной реакции.

Все сказанное выше позволяет уточнить характеристику чтения как

сложного вида речевой деятельности. Имеющей внутренний и внешний план,

протекающий в двух формах (вслух и про себя), осуществляющейся в тесном

взаимодействии с другими видами речевой деятельности.

Основной учебно-методической единицей обучения чтению является текст.

Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную

прагматическую установку его создателя. Как единице тексту, помимо

воспроизводимости в разных условиях, свойственна целостность, социальная

обусловленность, смысловая законченность, проявляющаяся в структурно-

смысловой организации речевого произведения, интеграция частей которого

обеспечивается семантико-тематическими связями, а также формально-

грамматическими и лексическими средствами.

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В

настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов

чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной,

которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и

поисковое.

Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для

полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации

для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание

аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную

информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых

языковых явлений.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при

этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря

которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием

основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять

основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от

второстепенных, опуская детали.

Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого

является получение общего представления о содержащейся в тексте информации.

Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те

элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной

учебной задачи.

По функции чтения выделяют следующие виды:

Познавательное – чтение только для того, чтобы извлечь информацию,

осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или

невербально.

Ценностно-ориентационное – чтение для того, чтобы потом обсудить,

оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты

чтения в других видах речевой деятельности.

Регулятивное – чтение с последующими предметными действиями,

соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте [26].

В двух последних случаях чтение выступает уже одновременно как

средство обучения.

Целью обучения чтению в школе является формирование и развитие

умений чтение как вида речевой деятельности, а не обучение видам чтения,

которые являются лишь средством для достижения общей цели.

Последовательность выделения видов чтения существенно для достижения

базового вида обученности по иностранным языкам, выступающим как

государственный стандарт, достижение которого обязательно для всех

учащихся, независимо от типа школы и специфики курса обучения, и измерение

которого должно дать объективную оценку минимального уровня владения

школьниками иностранным языком.

Начальный этап обучения в средней школе выполняет роль фундамента в

формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным

этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих

навыков и умений чтения. Отталкиваясь от известных звуков, учащиеся

овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя с полным

пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов. К концу этого этапа

чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ

иноязычного общения.

Для среднего этапа обучения характерно чтение с полным пониманием

основного содержания, предполагающее использование в комплексе всех умений

чтения: умений добиваться понимания, преодолевая помехи всеми доступными

способами, а также умения добиваться игнорировать помехи, извлекая из

текста только существенную информацию, умений читать про себя впервые

предъявляемые тексты с целью полного понимания информации, с целью

извлечения основной информации и частичной информации.

На старшем этапе производится совершенствование навыков, умений,

приобретенных ранее. Чтение на данном этапе направленно на обучение

чтению с полным и точным пониманием. Обучение этому умению чтения

дискутируется практической необходимостью: выпускник средней школы должен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать