Г.А.Китайгородской. Главным критерием такой методики является
активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного
(группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно
достаточном уровне в заданных временных рамках.
По мнению Китайгородской, можно считать два фактора определяющими в
интенсивном обучении:
1. минимально необходимый срок обучения для достижения заданной
коммуникативной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме
учебного материала и соответствующей его организации
2. максимальное использование всех резервов личности обучаемых взрослых в
условиях творческого коммуникативного взаимодействия обучаемых и
обучающего в групповом общении на иностранном языке.
Основным средством стимулирования творческой активности личности
обучаемых в раскрытии ее резервов является создание особого
психологического климата в учебной группе, возникающего на основе
доверительных и доброжелательных отношений между преподавателем и
учащимися и между самими обучаемыми, повышенного эмоционального настроя
всего коллектива и каждой личности путем моральной поддержки и поощрения
со стороны преподавателя и коллектива.
Для данного метода характерно ситуативно-тематическое организованное
общение, использование ролевых игр, взаимосвязанность обучения всем видам
речевой деятельности при ведущей роли аудирования и говорения, сочетание
осознаваемого и неосознаваемого, принцип активности (сочетание
индивидуального и группового, индивидуальное через групповое).
Цель обучения иностранному языку с использованием интенсивного метода
может быть разной в зависимости от этапов обучения, коммуникативных
потребностей обучающихся. Наиболее полно разработана методика
интенсивного обучения на начальном этапе. В некоторых формах интенсивного
обучения (краткосрочные курсы) такой целью начального этапа является
создание уровня повседневного общения на лексическом материале в 2500
лексических единиц и нормативной грамматике учебной речи за 120
академических часов из расчета не менее 12 часов в неделю,
продолжительность каждого занятия 4 часа при следующем распределении
времени: 1-я неделя – 24 часа; 2-3-я недели – 40 часов (по 5 дней); 4-5-я
– 32 часа (по 4 дня); 6-я неделя – 24 часа (6 дней).
Интенсивные методы получили распространение на краткосрочных курсах
обучения иностранным языкам для взрослых и не все приемы и формы работы
приемлемы для общеобразовательных средних школ. Но основные идеи такого
обучения (ситуативно-ролевое обучение, создание коммуникативно
благоприятного климата на уроке, стимулирование творческих возможностей
учащихся в речевой деятельности) могут быть использованы в школе с учетом
ее условий.
Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений
монологической речи школьников.
Говорение – продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, 1 из
способов речевого общения, протекающий во внешнем плане.
Функции: 1. информационно-коммуникативная (передача и прием информации)
2. регуляционно-коммуникативная (направлена на
регулирование поведения)
3. аффективно-коммуникативная (направлена на влияние
на эмоциональную
сферу человека)
Условия, в которых протекает говорение, называют экстралингвистический
контекст: компоненты: 1. цель говорения
2. содержание речевого акта
3. условия общения
4. своеобразие речевых партнеров
Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить
коммуникативную ситуацию к более естественной. Это называют коммуникативной
ситуацией – совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых
и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному
плану.
Структура коммуникативной деятельности: кто? где? когда? с какой целью? о
чем?
Требования к владению диалогической речью: Ученик должен уметь:
- непосредственно общаться, понимать, вербально и невербально реагировать
на устные высказывания в разных сферах школьной тематики
- связно высказываться о себе, об окружающей среде, о прочитанном и
увиденном, услышанном, выражая свое собственное отношение
+ Углубленное изучение:
- умение вести политематическую беседу, легко переходить от темы к теме
- умение строить развернутое высказывание
Общеучебные умения:
- умение переспроса
- перифраза (для уточнения информации)
- умение извиняться за высказанные неточности
Принципы обучения говорению:
Принцип аппроксимации (частнометодический принцип, направленный на то, что
учитель должен замечать ошибки учащихся, нарушающие естественную
коммуникацию)
Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт
индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории
Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом,
обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения
необходимого воздействия на слушателя (слушателей)
Монологическая речь является преимущественно контекстна, как правило,
строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она может
быть иногда ситуативной, например, спонтанное высказывание – развернутые
реплики в диалоги, которые можно рассматривать как краткие монологические
высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых
случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным
рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.
Особенности:
1. непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои
мысли), доступность и понятность
2. последовательность и логичность
3. полнота и связность изложения мыслей, развернутость
4. полносоставность предложений +
однонаправленность
Коммуникативные функции монологической речи:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и
явлениях окружающей действительности, описание событий, действий,
состояний)
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей,
взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение
действия)
- эмоционально-оценочная
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция
монологической речи.
Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны
свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется
полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением
мыслей.
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:
1. по цели высказывания: - монолог – сообщение (информативная функция)
- монолог – описание (информативная функция)
- монолог – рассуждение (воздейственная функция)
- монолог – повествование (3
функции)
- монолог – убеждение
(воздейственная функция)
Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим
умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в
частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями
времени (spдter, dann, weiter, kurz, darauf), причинно-следственными
(deshalb, folglich), наречиями, выражающими последовательность (erstens,
zweitens), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в
соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором
соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.
2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь
(1)
- неподготовленная монологическая речь (2)
(собственные суждения, без опоры)
Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на 3 стороны
высказывания:
1. формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность)
2. содержательная (соответствие теме)
3. соответствующая экстралингвистическим условиям
Основные свойства монологических речевых умений:
1. логичность и связность изложения мыслей
2. коммуникативно мотивированное и творческое пользование языковыми
средствами
3. правильность речи на коммуникативно достаточном уровне
Целью обучения монологической речи является формирование умений
монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-
мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и
правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Конечные требования программы к монологической речи учащихся VII (9)
классов:
«Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и
последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать
устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание
прослушанного или прочитанного текста в пределах программного языкового
материала IV – VII (5-9) классов. От учащихся требуется умение не только
сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем
высказываний – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом
отношении»
При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать
следующие критерии:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18