Билеты по методике обучения иностранным языкам

Г.А.Китайгородской. Главным критерием такой методики является

активизация всех резервов личности учащегося в процессе коллективного

(группового) обучения общению на иностранном языке на коммуникативно

достаточном уровне в заданных временных рамках.

По мнению Китайгородской, можно считать два фактора определяющими в

интенсивном обучении:

1. минимально необходимый срок обучения для достижения заданной

коммуникативной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме

учебного материала и соответствующей его организации

2. максимальное использование всех резервов личности обучаемых взрослых в

условиях творческого коммуникативного взаимодействия обучаемых и

обучающего в групповом общении на иностранном языке.

Основным средством стимулирования творческой активности личности

обучаемых в раскрытии ее резервов является создание особого

психологического климата в учебной группе, возникающего на основе

доверительных и доброжелательных отношений между преподавателем и

учащимися и между самими обучаемыми, повышенного эмоционального настроя

всего коллектива и каждой личности путем моральной поддержки и поощрения

со стороны преподавателя и коллектива.

Для данного метода характерно ситуативно-тематическое организованное

общение, использование ролевых игр, взаимосвязанность обучения всем видам

речевой деятельности при ведущей роли аудирования и говорения, сочетание

осознаваемого и неосознаваемого, принцип активности (сочетание

индивидуального и группового, индивидуальное через групповое).

Цель обучения иностранному языку с использованием интенсивного метода

может быть разной в зависимости от этапов обучения, коммуникативных

потребностей обучающихся. Наиболее полно разработана методика

интенсивного обучения на начальном этапе. В некоторых формах интенсивного

обучения (краткосрочные курсы) такой целью начального этапа является

создание уровня повседневного общения на лексическом материале в 2500

лексических единиц и нормативной грамматике учебной речи за 120

академических часов из расчета не менее 12 часов в неделю,

продолжительность каждого занятия 4 часа при следующем распределении

времени: 1-я неделя – 24 часа; 2-3-я недели – 40 часов (по 5 дней); 4-5-я

– 32 часа (по 4 дня); 6-я неделя – 24 часа (6 дней).

Интенсивные методы получили распространение на краткосрочных курсах

обучения иностранным языкам для взрослых и не все приемы и формы работы

приемлемы для общеобразовательных средних школ. Но основные идеи такого

обучения (ситуативно-ролевое обучение, создание коммуникативно

благоприятного климата на уроке, стимулирование творческих возможностей

учащихся в речевой деятельности) могут быть использованы в школе с учетом

ее условий.

Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений

монологической речи школьников.

Говорение – продуктивный, мотивированный вид речевой деятельности, 1 из

способов речевого общения, протекающий во внешнем плане.

Функции: 1. информационно-коммуникативная (передача и прием информации)

2. регуляционно-коммуникативная (направлена на

регулирование поведения)

3. аффективно-коммуникативная (направлена на влияние

на эмоциональную

сферу человека)

Условия, в которых протекает говорение, называют экстралингвистический

контекст: компоненты: 1. цель говорения

2. содержание речевого акта

3. условия общения

4. своеобразие речевых партнеров

Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить

коммуникативную ситуацию к более естественной. Это называют коммуникативной

ситуацией – совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых

и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному

плану.

Структура коммуникативной деятельности: кто? где? когда? с какой целью? о

чем?

Требования к владению диалогической речью: Ученик должен уметь:

- непосредственно общаться, понимать, вербально и невербально реагировать

на устные высказывания в разных сферах школьной тематики

- связно высказываться о себе, об окружающей среде, о прочитанном и

увиденном, услышанном, выражая свое собственное отношение

+ Углубленное изучение:

- умение вести политематическую беседу, легко переходить от темы к теме

- умение строить развернутое высказывание

Общеучебные умения:

- умение переспроса

- перифраза (для уточнения информации)

- умение извиняться за высказанные неточности

Принципы обучения говорению:

Принцип аппроксимации (частнометодический принцип, направленный на то, что

учитель должен замечать ошибки учащихся, нарушающие естественную

коммуникацию)

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт

индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории

Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом,

обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения

необходимого воздействия на слушателя (слушателей)

Монологическая речь является преимущественно контекстна, как правило,

строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она может

быть иногда ситуативной, например, спонтанное высказывание – развернутые

реплики в диалоги, которые можно рассматривать как краткие монологические

высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых

случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным

рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.

Особенности:

1. непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои

мысли), доступность и понятность

2. последовательность и логичность

3. полнота и связность изложения мыслей, развернутость

4. полносоставность предложений +

однонаправленность

Коммуникативные функции монологической речи:

- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и

явлениях окружающей действительности, описание событий, действий,

состояний)

- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей,

взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение

действия)

- эмоционально-оценочная

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция

монологической речи.

Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны

свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется

полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением

мыслей.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

1. по цели высказывания: - монолог – сообщение (информативная функция)

- монолог – описание (информативная функция)

- монолог – рассуждение (воздейственная функция)

- монолог – повествование (3

функции)

- монолог – убеждение

(воздейственная функция)

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим

умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в

частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями

времени (spдter, dann, weiter, kurz, darauf), причинно-следственными

(deshalb, folglich), наречиями, выражающими последовательность (erstens,

zweitens), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в

соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором

соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь

(1)

- неподготовленная монологическая речь (2)

(собственные суждения, без опоры)

Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на 3 стороны

высказывания:

1. формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность)

2. содержательная (соответствие теме)

3. соответствующая экстралингвистическим условиям

Основные свойства монологических речевых умений:

1. логичность и связность изложения мыслей

2. коммуникативно мотивированное и творческое пользование языковыми

средствами

3. правильность речи на коммуникативно достаточном уровне

Целью обучения монологической речи является формирование умений

монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-

мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и

правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Конечные требования программы к монологической речи учащихся VII (9)

классов:

«Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и

последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать

устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание

прослушанного или прочитанного текста в пределах программного языкового

материала IV – VII (5-9) классов. От учащихся требуется умение не только

сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем

высказываний – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом

отношении»

При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать

следующие критерии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать