Билеты по методике обучения иностранным языкам

речевых действий разного содержания и языкового оформления), можно

подразделить на следующие: запрос информации, выражение своего отношения к

ней (согласие или несогласие с ней), сообщение информации, уточнение или

сообщение новой дополнительной информации и др.

Кроме названных выше типов диалогических единств, есть стереотипные

речевые действия, например устойчивые выражения речевого этикета, такие,

как приветствие, просьба, выражение благодарности и т.п.

По количеству речевых действий (реплик) диалогические единства могут

быть двучленными, трехчленными, многочленными.

Рассмотрим некоторые особенности диалогических речевых единств на

немецком языке.

1. Вопросно-ответное диалогическое речевое единство. Этот вид речевого

единства является одним из наиболее распространенных в диалогическом

обучении. В этом единстве ведущей является первая реплика. Она несет

основную смысловую нагрузку. Ответные реплики могут быть полными или

эллиптическими. Для естественной речи наиболее характерны эллиптические

реплики. В лингвистической литературе есть указания относительно характера

эллипса в ответной реплике в немецкой диалогической речи. Так, опускаются

все члены предложения, которые не имеют коммуникативного значения для

вопроса. (первая реплика – ведущая, ответ – эллиптическая фраза)

2. Утверждение (сообщение информации) – подтверждение (согласие) или

несогласие с ним. Утверждение может быть выражено в форме констатации

факта, сообщения о событиях, действиях, реальных лил предполагаемых, оценки

этих фактов или событий.

Вторая реплика – подтверждение – может быть краткой либо развернутой (с

дополнительной аргументацией). В случае несогласия с утверждением

(сообщением), содержащимся в первой реплике, вторая реплика может выражать

также либо краткое отрицание, либо развернутый контраргумент. (первая

реплика – сообщение о событиях, вторая – оценка, согласие, несогласие)

3. Сомнение – подтверждение. Сомнение в первой реплике может быть

выражено в форме утверждения (Ich zweifle, Ich kann nicht glauben, dass

dass) Вторая реплика либо подтверждает это сомнение, либо снимает его.

Реплика сомнения может быть не первой, а второй в трехчленном диалогическом

единстве «утверждение – сомнение – подтверждение». В этом случае третья

реплика содержит дополнительные аргументы в пользу первого утверждения.

К трехчленным, достаточно распространенным видам диалогических единств

относится также ранее упоминавшееся единство «утверждение – вопрос –

подтверждение».

Диалогическая речь отличается наличием эллиптических реплик,

всевозможных опущений, недоговоренностей. Отсутствие языковых средств

обычно компенсируется жестами и мимикой.

Умения, необходимые для формирования общения:

- формулировать запрос информации (коммуникативно и ситуативно

мотивированные вопросы);

- удовлетворять запрос информации, т.е. коммуникативно и ситуативно

адекватно отвечать на вопросы;

- сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения;

- выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики

согласия, несогласия, сомнения, подтверждения ее истинности и т.д.).

Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими

единствами в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно-

коммуникативными задачами общения в определенных пределах, заданных

условиями обучения, т.е. не коммуникативно достаточном уровне. Этот уровень

не требует совершенного выполнения всех перечисленных выше речевых

действий, он предполагает прочное и уверенное владение наиболее

употребительными вопросительными и утвердительными репликами в форме

простых нераспространенных предложений, элементарными эмоционально-

оценочными репликами и др.

При обучении диалогическим умениям можно выделить несколько подходов (с

точки зрения различных авторов). Рассмотрим некоторые из них.

Методика обучения умениям диалогического общения С.Ф.Шатилова.

С.Ф. Шатилов считает, что в обучении диалогическим умениям можно выделить

два этапа: первый – этап формирования элементарных умений реплицирования (5-

6 класс) и второй (7-9 класс) – этап совершенствования диалогических умений

в более сложном речевой общении – групповом диалоге, тематической беседе

(на старшей стадии обучения иностранному языку).

На первом этапе обучения диалогической речи (V кл.) овладение учащимися

различными типами речевых действий в диалогических единствах должно стоять

в центре работы. Практика показывает, что диалогической речи нельзя

научиться по разговорникам или путем заучивания готовых диалогических

текстов, помещенных в учебниках и учебных пособиях. Поэтому необходимо

обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных

упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения диалогической речи

ситуативно-коммуникативный характер. При этом необходимо учитывать

психологические особенности усвоения инициативных реплик (вопросительных,

побудительных), с одной стороны, и реактивных (реплик-ответов, реплик-

подтверждений, реплик-сомнений, реплик-отрицания) – с другой. Не менее

важно знать также роль стимулов и опор, с помощью которых можно развивать

диалогические умения.

Второй этап в обучении диалогическим умениям состоит в овладении

учащимися различными речевыми действиями в их логической связи, в виде

диалогов (диалог-переспрос, диалог-расспрос, диалог-беседа), которые

постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.

Первым по важности для учебных целей и по легкости освоения является

однонаправленный диалог-переспрос. В этом диалоге учащиеся овладевают

следующими речевыми действиями: утверждения (по данному учителем образцу),

подтверждения(Ja, das stimmt), сомнения (Ist das Peter? Frage, ob…),

переспроса (по просьбе учителя: Frage, wer das ist) и запроса информации

(Frage, was der Schueler macht), речевыми действиями выражения просьбы,

побуждения к действиям.

Инициативные речевые действия по своей психологической природе самые

трудные: они требуют большей самостоятельности, большей умственной и

коммуникативной активности и более прочного владения репликами, которые

давали бы правильное развитие последующему диалогу. Учеником, начинающим

диалог, должны двигать сильные мотивы, он должен уверенно владеть

материалом, чтобы правильно сформулировать свою мысль и цель предстоящей

коммуникации. Наиболее важным является умение запрашивать информацию по

собственному почину, т.е. задавать вопросы. Вопросы могут выражать самые

разные логические и коммуникативные отношения: причинно-следственные связи,

пространственные, временные, качественно-количественные отношения, важные

для реализации коммуникативно-информативной функции языка как средства

общения. Этому умению необходимо обучать систематически и последовательно,

начиная с элементарных вопросов с вопросительными словами: Was ist das? Wer

kommt in die Klasse? уже в V классе, и развивать это умение из класса в

класс.

В обучении речевым действиям запроса информации можно выделить два

периода: 1) овладение отдельными речевыми вопросительными действиями

(точнее, типами вопроса); 2) овладение связными вопросами. На каждой стадии

обучения содержание будет разным, однако последовательность овладения им

будет примерно одинаковой. В соответствии с этими этапами уже в V классе

учащиеся овладевают такими вопросами, как: Wer ist das? Wer kommt? Was ist

das? Was machst du? Wie schreibst du? Wo lebt er? Wieviel…? Wen…? Wem…? Wie

ist…?

Сначала учащиеся учатся ставить эти вопросы по образцу учителя к лицам

на основе наглядности, в реальной ситуации, например: Wer ist das? (

вопросы по картинке, на которой изображены разные дети) или вопрос Was ist

das? (по картинке, изображающей различные предметы: парту, стол, ручку и

т.д.). По мере накопления новых вопросов они могут объединяться:

а) в логически связные группы вопросов типа расспросов (например, серия

вопросов к одному лицу: Wie heist er? Wie ist er? Was macht er? Wo lernt

er? Wie lernt er?);

б) в группу вопросов о предметах: Was ist das? Wo steht (ist, liegt) es?

Wie ist...? Wieviel ... stehen…?;

в) в группу вопросов по теме «Класс» (Wie ist Klassenzimmer? Was steht

dort? Was machen die Kinder?).

Такого рода учебный диалог-расспрос является следующим этапом в

овладении учащимися диалогическими умениями – связными речевыми действиями.

На среднем этапе (VI – VII кл.) этот вид диалога получает дальнейшее

развитие: учащиеся участвуют в диалоге-расспросе по теме, по ситуации, по

проблеме.

На последующих этапах учащиеся могут оперировать системой инициативных

реплик для решения сложных творческих коммуникативных задач, как, например,

обсуждение проблемных вопросов в дискуссии, проведение «пресс-конференции»,

импровизированных бесед.

Чем старше класс, тем разнообразнее могут быть первые инициативные

реплики, тем последовательней должна быть работа над умением употреблять

наиболее важные из них, а именно: речевые действия – констатация факта –

сообщение новой информации – оценка факта, т.е. выражение своего отношения

к нему.

Реактивные речевые действия по характеру трудностей могут быть также

разными – это реплики-ответы, реплики-подтверждения, реплики-согласия: Ja,

das stimmt или Sie haben recht!, реплики-уточнения, реплики несогласия,

возражения: Nein, das stimmt nicht; ich bin damit nicht einverstanden,

реплики эмоционального отношения к содержанию первой реплики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать