Билеты по методике обучения иностранным языкам

- обучение чтению вслух,

- обучение чтению про себя.

При обучении чтению вслух используются следующие режимы:

I режим. Чтение вслух на основе эталона.

Эталон может исходить от учителя, он может быть дан в записи. В обоих

случаях чтению вслух предшествует определенная аналитическая стадия,

которая заключается в звуко-буквенном анализе трудных явлений и в разметке

текста. Эталон звучит дважды: выразительно, сплошным текстом, затем с

паузами, во время которых учащиеся читают, стараясь подражать эталону

(«паузированное чтение»). В заключении наступает сплошное чтение текста

учащимися, сначала шепотом, затем – вслух. Показателем правильности

выступает интонация и решение элементарных смысловых задач.

Однако злоупотреблять чтением вслух на основе эталона не следует, так

как большой удельный вес имитации может привести к пассивности восприятия,

что замедлит обучение чтению. Поэтому этот режим необходимо сочетать с

самостоятельным чтением без эталона.

II режим. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени.

Этот режим максимально активизирует восприятие графической материи

учащимися, повышает их ответственность. Последовательность работы при этом

такая:

1) «Рецепция» в виде чтения про себя с последующей разметкой текста.

Здесь чтение выступает как средство нахождения интонации, то есть

как стадия чтения вслух

2) «Взаимное чтение». В ходе парной работы учащиеся сначала проверяют

разметку текста друг у друга, затем по очереди читают друг другу

текст. Взаимное чтение усиливает обращенность и общую

выразительность чтения.

III режим. Чтение без эталона и предварительной подготовки.

Здесь различают две последовательных стадии: чтение без эталонов и

предварительной подготовки проработанных ранее текстов и новых.

Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено прежде всего на

развитие беглости и выразительности чтения. Его следует проводить

периодически в конце работы над темой , когда накапливается 3-4 текста.

Такое чтение нужно устраивать как своеобразный «смотр сил», его можно

организовать в виде «конкурса на лучшего чтеца».

Чтение новых текстов также производится без подготовки во времени. Такое

чтение максимально приближается к естественным условиям чтения на

иностранном языке, при которых учащиеся выделяют незнакомый языковой

материал, распознают потенциальный словарь, в целом приобщаются к

восприятию и пониманию незнакомых частей текста. Этот режим чтения вслух

предполагает активизацию мыслительных процессов.

Все названные режимы обучения чтению вслух должны использоваться в

совокупности.

Обучение чтению про себя также имеет большое значение. Приобщение к

чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной

формой чтения вслух. Иногда оно используется как определенная стадия

обучения чтению вслух, когда процессы восприятия и понимания еще не стали

симультанными; учащиеся глазами пробегают текст. Схватывая его общее

содержание, отыскивая адекватную интонацию. Затем чтение про себя начинает

«пробиваться» как самостоятельная деятельность сначала в небольшом объеме,

а потом расширяясь от класса к классу.

Обучение письму и письменной речи на иностранном языке.

Письмо – это процесс составления слов из букв, которое предполагает

овладение графикой и орфографией.

Письменная речь – это процесс составления письменного сообщения

из слов и словосочетаний, которое предполагает выражение мыслей с помощью

определенного графического кода.

Это продуктивный вид речевой деятельности.

Письмо и письменная речь является целью обучения на всех этапах

обучения иностранному языку.

Цель обучения: учащиеся должны уметь письменно выражать свои мысли.

Задачи: 1) уметь делать выписки из текста.

2) составлять и записывать план, прочитанного или

услышанного.

3) написать короткое поздравление, выразить пожелание,

написать личное письмо.

4) письменно заполнять анкеты и формуляры.

+ следующие задачи для углубленного изучения иностранного языка:

5) описывать различные факты, явления, события и

впечатления.

6) уметь выразить свое мнение по интересующему

вопросу.

7) должен уметь делать учебные записи, тезисы,

конспекты, развернутые планы.

8) должен уметь составлять письменные опоры для

устных высказываний (докладов, рефератов).

Цель углубленной школы: умение пользоваться письмом в области

избранных профессиональных и личностных интересов, при значительном

разнообразии ситуаций общения официального и неофициального характера.

Ученик должен иметь также следующие общеучебные умения и навыки:

1) списывать текст.

2) Использовать текст в качестве опоры.

3) Сличать образец с написанным.

4) Умение работать со словарями.

5) Строить логичное, последовательное высказывание (обобщение, синтез,

анализ информации).

Принципы обучения письму:

1) Принцип устного опережения (произносить сначала).

2) Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.

4 типа орфографии:

1. фонетический (как слышу, так и пишу; Испанский язык)

2. традиционный (написание застывает, а фонетика меняется; Английский язык)

3. морфологический (Русский, немецкий язык)

4. иероглифический (Китайский)

3) Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих

графических элементов.

4) Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.

5) Принцип поэтапности формирования навыков письма.

1. развитие техники письма.

2. использование письма для овладения языковым материалом.

3. применение навыков и умений письма в коммуникативной

письменной и устной речи.

Обучение письму.

Учебное письмо - средство обучения иностранному языку.

Существуют два метода обучения письму:

1) аналитический

2) синтетический.

Аналитический метод – целостный метод, начинается обучение с восприятия

образов, слов и коротких предложений. Затем выделяются отдельные элементы.

Этот метод разработал в 1778 году Э.К. Транн.

6 шагов аналитического метода:

1) 6 недель обучения: знакомство с огромным количеством предложений, со

смысловым наполнением.

2) оптический анализ больших букв (1 неделя)

3) фонематические упражнения: дети узнают знакомые буквы (2 недели)

4) оптический анализ строчных, маленьких букв (1 неделя)

5) соотнесение фонемы с графемой – связь между звуком и буквой (1 неделя)

6) работа с графическим и звуковым образом слова, предложения (wolf – wol

–wo – w; w – wo – wol – wolf)

При таком методе обучение письму у учащихся идет в 3 этапа:

1. детские каракули,

2. письмо по образцу (формальное подобие)

3. овладение техникой письма.

Синтетический метод был известен под названием «буквенная метода» (буквы –

слоги- слова). В 18 веке произошло усовершенствование этой методике, «Звуко

–буквенная» методика обучения письму, разработанная Экельзамером. Он

подчеркивал роль большую роль произношения в обучении письму.

Этапы:

1. акустический анализ слов.

2. анализ образования отдельных звуков.

- сравнивание звуков с определенными явлениями (звуками).

- предметнее картинки (предмет и начальная буква того, что изображено

на картинке).

3. письмо

прописи – предложения.

Как синтетический метод обучения письму, так и аналитический имеют свои

положительные и отрицательные стороны. Положительным в синтетическом методе

является то, что ученик приобретает хороший, каллиграфический почерк.

Отрицательно же то, что происходит отчуждение продукта деятельности.

Аналитический метод хорош тем, что он предусматривает структурированность

обучения и смысл слова становится на первое место. Отрицателен этот метод

тем, что написание слов с точки зрения каллиграфии просто ужасно.

В настоящее время у нас применяют аналитико-синтетический метод

обучения письму. Школьники изучают звуки, как части слова и как графемы.

Этапы:

1. Установление связи с уже изученным материалом. Подготовка базы

для введения нового звука (сказка со звуком)

2. Этап дифференциации (слова со звуком, поднять карточку когда

слышишь этот звук).

3. этап повторения за учителем (произношение нового звука)

4. печатные буквы, которые обозначают этот звук (записывается слово

которое содержит эту букву)

5. этап дифференцирования на уровне графем (дополнить слово,

сложить слово из карточек, вставить пропущенную букву)

6. обобщение, дифференциация звукового и графического образа слова.

7. переход к письму (образец печатной и прописной буквы на доску).

Прописывает букву в словах в воздухе, затем в тетради.

8. чтение текста из букваря. (1-3 класс).

К упражнениям, направленным на формирование графических навыков,

следует отнести:

1. упражнения на написание отдельных простых, затем сложных

букв, полностью или частично совпадающих в немецком и русском языках

(например: Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные

сходные элементы (Dd, Pp, Uu, Ii, Tt); несовпадающих по написанию (Ss,

Ff, Ch, ch, Rr и др.)

2. упражнения на написание буквосочетаний, изображающих один

простой звук: [k] – ch, ck; [i:] – ie, ih.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать