Под речевыми слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонемно
правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех
звуков при аудировании речи.
Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и
ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи
других.
При обучении фонетики в школе речь идет о формировании фонемно-
артикуляционных и ритмико-интонационных стереотипов. Программа
предусматривает овладение учащимися звуками немецкого языка, интонацией
повествовательных (утвердительных и отрицательных), повелительных и
вопросительных предложений (5 класс), интонацией предложения с рамочной
конструкцией (6 класс) и интонацией сложных предложений (7 класс).
Последовательность изучения звуков при практическом характере обучения
иностранным языкам в средней школе определяется в первую очередь двумя
положениями: 1) необходимостью формирования устно-речевых навыков в самом
начале, уже во вводном курсе; 2) необходимость учета фонетических
трудностей. Ведущим способом овладения произношением является
многократное прослушивание и наиболее точное имитативное воспроизведение
звука и последующее употребление его в речевом потоке.
Решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых
других, являются упражнения, в данном случае фонетические.
1.Упражнения на восприятие нового звука на слух:
1. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем
в механической записи.
2. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями
учителя, если данная фонема относится ко второй группе;
3. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном
слове, затем в речевом образце.
2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются
коллективные и индивидуальные формы работы.
1. воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных
ошибок.
2. хоровое воспроизведение вместе с учителем.
3. хоровое воспроизведение без учителя.
4. индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля
сформированности правильного слухо-речемоторного образца.
3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного
речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных
упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся
условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера,
в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в
учебной речи.
Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:
1) устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество
слогов в услышанных словах.
2) Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.
3) Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в
которой они звучали.
4) Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и
запишите их в орфографии.
5) Определите количество слов в прослушанных предложениях.
6) Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения
прослушанного отрезка.
Формирование произносительных навыков:
1) прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
2) Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
3) Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное,
отрицательное предложение.
4) Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
5) Назовите слово, содержащие определенный звук.
6) Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия
в произношении звуков.
7) Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро
(тихо – громко).
8) Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или
диктора, прочитайте текст вслух.
Обучение грамматическим навыкам (продуктивным и рецептивным) на иностранном
языке.
Обучать грамматике немецкого языка значит формировать специальные для
данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых
одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.
Грамматика не есть сама цель, а является средством для овладения способами
структурного оформления речи, несущее то или иное предметное содержание.
Учителю необходимо отобрать достаточный грамматический минимум усвоение
которого обеспечит с одной стороны относительно правильное грамматическое
оформление продуктивных видов речевой деятельности (говорение), с другой
стороны, обеспечит понимание при чтении и аудировании. Необходимо
осуществлять отбор активного и пассивного грамматического минимума.
Посредствам упражнений необходимо обеспечит прочное и автоматизированное
владение грамматическим минимумом для его активного использования в речи.
В качестве критериев отбора грамматического минимума выступают такие
показатели, как:
- частотность и употребительность грамматического явления в речи;
- обобщенность;
- способность распространятся на многие явления.
В методической литературе различают так называемый активный и
пассивный минимум. Под активным грамматическим минимумом понимаются те
грамматические явления, которые предназначены для употребления в устной
речи; к пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические
явления, которые учащиеся могут узнать и понять в тексте. В активный
минимум входит весь материал по грамматике, изучаемый в 5-8 классах, в
пассивный – грамматические явления, изучаемые в старших классах.
Требования к владению учащимися грамматической стороной речи:
1. учащийся должен быть в состоянии грамматически правильно
оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя внимание
на его содержании.
2. должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и
аудировании, направляя свое внимание на извлечение информации.
Разные цели изучения грамматического материала – для использования в
устной речи, с одной стороны, и для понимания при чтении, с другой, -
во многом определяют методы работы с ним, поэтому целесообразно
остановиться отдельно на каждом из этих аспектов.
Обучение продуктивным грамматическим навыкам (говорение, письмо) на
немецком языке.
Основной целью обучения грамматическому материалу при активном
усвоении является формирование грамматических навыков устной речи,
обеспечивающих грамматически правильное оформление диалогической и
монологической речи определенного объема (согласно требованиям программы –
не менее шести реплик для каждого партнера в диалогическом общении и не
менее 10 предложений в монологическом высказывании).
Под морфологическими навыками устной речи понимают навыки интуитивно
правильного употребления морфем – окончаний глагола и падежных форм имен
существительных и артиклей, а также местоимений.
Под синтаксическим речевым навыком подразумевается интуитивно
правильное расположение главных членов предложения в разных типах
предложений различной семантики в соответствии с синтаксическими нормами
немецкого языка (около 12 структурно-функциональных типов немецкого
простого предложения)
Под морфолого-синтаксическими речевыми навыками понимается
автоматизированное употребление в речи грамматических явлений, в состав
которых входят синтаксические и морфологические компоненты. К таким
явлениям относятся все сложные временные формы глагола, сказуемые,
выраженные модальным глаголом и инфинитивом основного глагола.
Очевидно, что наиболее успешное овладение всеми вышеперечисленными
навыками возможно лишь в процессе коммуникативной тренировки с помощью
коммуникативных упражнений.
Принципы отбора упражнений:
1. обеспечение деятельностного характера овладения немецкой
грамматикой.
2. учет первичности слухо-моторных связей, принцип устного
опережения.
3. опора на образец, на действие по аналогии.
4. опора на сознательность, учет важности сочетания сознательности
и бессознательности.
5. стимулирование речемыслительной активности и самостоятельности
учащихся.
6. опора на принцип наглядности, доступности, прочности и
систематичности.
7. учет принципа апраксимации (приближение к желаемому).
Работа над грамматическим материалом строиться в соответствии со следующими
этапами:
1. ориентировочно-подготовительный этап.
- учащиеся знакомятся с новым языковым явлением, выполняют первичные
речевые или языковые действия.
2. Стериотипизирующий, ситуативный этап.
- автоматизация первичного действия путем его многократного использования
в однообразных ситуациях без существенного варьирования.
3. Варьирующий ситуативный этап.
- обеспечивает дальнейшую автоматизацию речевого действия, развитие
гибкости и подвижности навыка.
На начальном этапе превалирующие значение имеет устная основа
обучения с подключением зрительно-вербальных опор. Обучение грамматики
происходит индуктивно (основной грамматический материал предъявляется на
завершающем этапе).
На среднем этапе превалирующие значение имеют тренировочные
упражнения на подстановку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18