случаях, когда осознание изучаемого явления невозможно беспереводным путем,
необходимо обращаться к РЯ. Учебный материал нужно строить так, чтобы, с
одной стороны, достигался положительный перенос из РЯ в ИЯ, а с другой,
ставился бы больший акцент на тренировочной работе с теми явлениями в ИЯ,
которые резко отличаются от соответствующих явлений в РЯ или в нем
отсутствуют.
3. Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения
ИЯ
Любое объяснение нового языкового материала необходимо завершать
выполнением упражнений, которые демонстрируют как изучаемое явление
функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для
учащегося задачи.
Упражнения в устной речи не должны быть повторением одного и того же
язкового материала. Изучаемые модели, структуры и образцы становятся не
целью учебной работы, а средством построения высказываний, которые
обеспечивают достижения взаимопонимания между учениками УВП.
К частным принципам относятся:
1. принцип обучения ИЯ на РО и моделях
- в основе – тщательный отбор и моделирование самого учебного
материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде
наиболее употребительный лексический, фонетический и грамматический
материал, наиболее употребительное РО, овладение которыми дает учащимся
возможность осуществлять коммуникативную практику.
2. принцип сочетания языковых тренировок с языковой практикой
- подчеркивает необходимость овладения языковым материалом как средством
достижения подлинного общения на ИЯ в рамках школьной программы. Главной
задачей является речевая практика, а речевые упражнения – завершающий этап
любой работы над материалом ИЯ.
3. принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности
- требует от учителя ИЯ такой продуманной и четкой организации УВП,
которая обеспечивала бы гармоничное формирование и развитие умений и
навыков на ИЯ. Все виды речевой деятельности связаны тесно друг с другом.
4. принцип устного опережения в обучении чтению и письму
- дает возможность организовать обучение таким образом, что овладение
устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей
школьного курса. Правильная реализация данного принципа дает возможность
общаться на ИЯ, развивает язык учащегося.
5. принцип акроксимации учебной иноязычной деятельности
- дает учителю возможность осуществлять организацию и контроль УВП, что
служит его эффективности. Учитель может игнорировать те ошибки в языке и
речи, которые не нарушают коммуникативного акта. Это повышает речевую
активность учащихся, устраняет боязнь ошибок => учащиеся становятся более
активными в устной речи и при чтении
6. принцип интенсивности обучения на начальном этапе
- формирование умений и навыков требует именно на первой фазе овладения
ИЯ значительного количества тренировок и повторений как языкового
материала, так и моделей речи => начальная стадия обучения должна быть
интенсифицирована.
Интенсивные методы обучения иностранным языкам.
В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с
учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное
изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником,
книгой, выполнение лабораторных работ, выполнение упражнений, творческих
заданий. В обучении иностранным языкам объектом обучения является
формирование практических умений и навыков речи.
С одной стороны, метод – модель преподавания в определенной учебной
ситуации, а с другой, - способ деятельности учителя для решения конкретных
учебных задач.
Наиболее практикуемыми методами считают: демонстрацию, объяснение и
упражнения. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не
показ, имеет большое значение.
В результате объяснения учащиеся лучше осознают семантические стороны
изучаемого языка. Объяснение не следует путать с пояснениями и
комментарием.
Доминирующая роль принадлежит упражнениям. Все методы и приемы,
применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной
составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают
необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.
Выбор метода зависит от ряда объективных и субъективных факторов:
Объективные: цели обучения, состав учащихся, лингвистическая корреляция
между иностранным и родным языками, учебный план
курса
иностранного языка, наличие материальной базы и
т.д.
Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности.
Классификация методов по Бабанскому:
1. Словесные (используются когда: материал носит преимущественно теоретико-
информационный характер; ученики готовы к усвоению готовой информации;
при формировании теоретических и практических знаний; когда учитель
владеет этим методом лучше, чем другими)
2. Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к
изучаемым вопросам; когда содержание учебного материала может быть
представлено средствами наглядности; когда наглядные пособия доступны
ученикам данного класса; когда владеет необходимыми наглядными
пособиями)
3. Практические (для развития практических умений и навыков; когда
содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов,
выполнение трудовых заданий; когда ученики готовы к выполнению
практических заданий; когда учитель владеет учебно-материальными
пособиями, дидактическими материалами для организации практических
упражнений)
4. Репродуктивные (для формирования знаний и навыков; когда содержание
слишком сложно или весьма просто; когда ученики еще не готовы к
проблемному изучению этой темы)
5. Поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских
умений, творческого подхода к делу; когда содержание материала
относится к среднему уровню сложности; ученики готовы)
6. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные
умозаключения; когда содержание темы изложено в учебники индуктивно;
когда ученики готовы)
7. Дедуктивные (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения
и развития умения анализировать; когда содержание темы изложено
дедуктивно; когда ученики готовы)
8. Методы самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной
деятельности, формирования навыков учебного труда; когда материал
доступен для самостоятельного изучения; когда ученики готовы к
самостоятельному изучению данной темы; когда есть дидактические
материалы для самостоятельной работы и время для организации)
В связи с расширением научных, экономических, культурных, туристических
связей появилась потребность в короткие сроки овладеть языком и речью на
иностранном языке на коммуникативно достаточном уровне, который позволял
бы общаться на иностранном языке с его носителями.
Перед педагогами возникла задача создать систему обучения, конечной
целью которой было научение общению на иностранном языке в наиболее сжатые
сроки.
Виды интенсивного обучения:
1. Гипнопедия (обучение иностранному языку во время сна, на его
определенных стадиях (через многократное повторение одного и того же
языкового материала в неизменном виде в первый период сна и сразу же
после засыпания и перед пробуждением); результат – непроизвольное
запоминание информации; не получил распространения из-за низкой
результативности и сложности организации)
2. Релаксопедия (обучение иностранному языку в состоянии мышечного и
психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной
тренировки (психическое саморегулирование); способствующих протеканию
процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и
новой информации в большом объеме)
3. Ритмопедия основывается на создании особого состояния нервной системы
человека («гипнотической фазы»), при котором достигается запоминание
большого объема языкового материала и информации. Такое состояние
создается при воздействии на биоритмику человека монотонных
низкочастотных импульсов звука, цвета и света через слуховые и
зрительные анализаторы. Ввод информации – в период ритмостимуляции в
сопровождении спокойной, мелодичной новой для слушателя музыки,
способствующей объединению логического и эмоционального компонентов
психики, т.е. в период релаксации. Активизация и закрепление языкового
материала проводится в период самостоятельной работы обучающегося в
УЛУР по программе сеанса, после которого на занятиях выполняются
различные упражнения коммуникативного характера.
4. Методика «погружения» (систематическая, интенсивная устно-речевая,
ситуативно обусловленная, личностно ориентированная учебная
коллективная деятельность, часто в рамках заданного сценария в
обстановке, максимально приближенной к реальной коммуникации)
5. Эмоцианально-смысловой (широкое использование ролевых игр, проблемных
ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного
эмоционального настроя всей группы обучающихся) Одним из наиболее
распространенных вариантов такого подхода является методика
интенсивного обучения иностранному языку, разработанная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18