Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

учителя; 2- для работы на уроке со всем классом.

Языковой материал учебника .

Распределение грамматического материала по урокам .

|№ урока |ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |

|1 |Le passe compose |

|2 | |

|3 |L`interrogation directe . |

|4 | |

|5 |L`interrogation indirecte . |

|6 | |

|7 |Le pronom en (de + nom) |

|8 | |

|9 |L`imparfait |

|10 | |

|11 |Les relatifs:qui, que |

|12 | |

|13 |Повторение времен прошедшего момента |

|14 | |

|15 |Le relatif ou |

|16 | |

|17 |Le futur |

|18 | |

|19 |Le pronom y |

|20 | |

|21 |Le comparatif |

|22 | |

|23 |Le superlatif |

|24 | |

|25 |Le conditionnel |

|26 | |

|27 |Les pronoms indefinis |

|28 | |

|29 |L`infinitif employe comme nom |

|30 | |

|31 |Les formes de la negations |

|32 | |

|33 |Les formes du subjonctif present |

|34 | |

|35 |Le subjonctuf irregulier |

|36 | |

|37 |Le passe |

|38 | |

|39 |Exprimer le but |

|40 | |

|41 |Exprimer la certitude et le doute |

|42 | |

|43 |Conjonctions suivies de l`ihdicatif |

|44 | |

|45 |Si + imparfait |

Авторы учебника отобрали разнообразный грамматический материал,

наиболее употребительный во французском языке. Новый грамматический

материал изучается не на каждом уроке (урок, следующий за тем, который

содержит в себе грамматический материал, отводится на закрепление и

тренировку). Такое построение учебника позволяет больше времени уделять

изучению грамматического материала. На первом уроке происходит введение и

начальное закрепление НГМ. Знакомство с НГМ осуществляется после чтения

основного текста при самостоятельном поиске неизвестных элементов и

построении гипотез о смысле высказывания, образовании и цели, которую

содержит то или иное грамматическое явление. Через определенный промежуток

времени (через урок, включающий диалог, занятия, которое отводится на

комикс) грамматический материал опять закрепляется и отрабатывается в речи

уже на втором уроке. Это происходит с помощью различного рода упражнений:

тренировочные, трансформационные, тренировочно-поисковые, репродуктивные и

продуктивные (см.с.76).

При сравнении учебников можно отметить некоторые сходства и различия

в изучении грамматического материала. Грамматические страницы представлены

в них в виде самостоятельного раздела. Учитывая это, формирование ГМ может

происходить традиционно с использованием грамматического справочника,

помещенного в конце учебников, где в доступной для учащихся форме объяснено

образование и функционирование того или иного грамматического явления.

Основной акцент в обоих учебниках, конечно, сделан на глагольную

систему языка Le passe compose, L`imparfait, Le future, Le conditionnel, Le

subjonctif, времена наиболее употребительные в речи. Большое внимание

уделяется постановке вопросов, согласованию времен, неопределенным

местоимениям, превосходной и сравнительной степеням прилагательных. Таким

образом, в учебниках представлен очень широкий материал, некоторые моменты

( "Le passe compose") повторяют материал 1 года обучения. Критерием отбора,

на мой взгляд, является обучение грамматическим явлениям, реально

существующим в настоящее время и употребляемым в повседневной жизни.

Отобранный грамматический материал изучается в определенной связи и

последовательности, ранее изученное создает основу для последующего знания.

Введение НГМ и формирование грамматического навыка может происходить

традиционно в учебнике "Frequence jeunes-2":

1. " от общего - к частному " (объяснение правила и последующее

выполнение упражнений) или дедуктивный путь.

2. " от частного – к общему " или индуктивный путь.

Но, авторы придерживаются принципа концептуализации (см. стр.

).

Таким образом, введение НГМ может осуществляться в такой

последовательности:

1. нахождение новых грамматических элементов после чтения текста,

диалога;

2. объяснение учителем употребления того или иного грамматического

материала и способ образования ( зачем ? как ?)

3. актуализация явления в процессе повторного чтения диалога, текста;

4. активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических

единиц (тренировка в упражнениях).

Но авторы отечественного учебника "L`oiseau bleu-3" предпочитают

дедуктивный путь введения НГМ:

1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.

2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.

3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических

компонентов.

Я считаю, что индуктивный путь введения ГМ наиболее эффективен в

учебнике "Frequence jeunes-2", так как учащимся сначала предлагается не

какя-то схема образования какого-то грамматического явления, а

самостоятельный поиск этого элемента в тексте,затем строятся гипотезы о

цели его употребления в речи и образовании. Таким образом, я считаю, что

такой вид работы повышает мотивацию учащихся при изучении ГМ и способствует

более эффективному его усвоению. Но оба принципа, заложенные в УМК не

исключают и коммуникативного подхода к обучению грамматики, когда каждое

грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть

речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма, что

нашло отражение в методической организации учебников.

Особое значение в учебниках придается развитию умений синтаксически

организовать высказывания, связно построить свою речь, перейти к освоению

литературных жанров , слов, умений пользоваться речью, так как грамматика –

это организующий стержень речевого производства. Например, для самых

частотных глаголов характерна многозначность, разрешаемая благодаря

синтаксическим связям, выявляющим конкретное значение. Помимо глагольных

конструкций(Je change de vetement,je me change; travailler le bois ,

travailler ferme etc) связность обеспечивается приглагольными

местоимениями, предлогами, артиклями, союзами, наречиями. Поэтому при

изучении ГМ, значительное место отводится и изучению этих явлений, без

которых невозможно выразить свои мысли на французском языке.

Необходимо заметить , что ГМ в зарубежном учебнике, по сравнению с

отечественным учебником более расширен: здесь изучаются превосходная и

сравнительная степени прилагательных, употребление L`infinitif, Le

subjonctif,Le conditionnel passe, что не наблюдается в учебнике "L`oiseau

bleu-3". Это объясняется тем , что зарубежный учебник представляет собой

интенсивный курс изучения французского языка, поэтому он содержит более

сложный материал.

Я считаю, что при обучении грамматическому строю языка базовым

учебником может быть как "L`oiseau bleu-3", так и "Frequence jeunes-2". Это

зависит от уровня усвоения французского языка школьниками, при желании

учителя ГМ отечественного учебника может быть дополнен заданиями из УМК

"Frequence jeunes-2".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать