учителя; 2- для работы на уроке со всем классом.
Языковой материал учебника .
Распределение грамматического материала по урокам .
|№ урока |ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |
|1 |Le passe compose |
|2 | |
|3 |L`interrogation directe . |
|4 | |
|5 |L`interrogation indirecte . |
|6 | |
|7 |Le pronom en (de + nom) |
|8 | |
|9 |L`imparfait |
|10 | |
|11 |Les relatifs:qui, que |
|12 | |
|13 |Повторение времен прошедшего момента |
|14 | |
|15 |Le relatif ou |
|16 | |
|17 |Le futur |
|18 | |
|19 |Le pronom y |
|20 | |
|21 |Le comparatif |
|22 | |
|23 |Le superlatif |
|24 | |
|25 |Le conditionnel |
|26 | |
|27 |Les pronoms indefinis |
|28 | |
|29 |L`infinitif employe comme nom |
|30 | |
|31 |Les formes de la negations |
|32 | |
|33 |Les formes du subjonctif present |
|34 | |
|35 |Le subjonctuf irregulier |
|36 | |
|37 |Le passe |
|38 | |
|39 |Exprimer le but |
|40 | |
|41 |Exprimer la certitude et le doute |
|42 | |
|43 |Conjonctions suivies de l`ihdicatif |
|44 | |
|45 |Si + imparfait |
Авторы учебника отобрали разнообразный грамматический материал,
наиболее употребительный во французском языке. Новый грамматический
материал изучается не на каждом уроке (урок, следующий за тем, который
содержит в себе грамматический материал, отводится на закрепление и
тренировку). Такое построение учебника позволяет больше времени уделять
изучению грамматического материала. На первом уроке происходит введение и
начальное закрепление НГМ. Знакомство с НГМ осуществляется после чтения
основного текста при самостоятельном поиске неизвестных элементов и
построении гипотез о смысле высказывания, образовании и цели, которую
содержит то или иное грамматическое явление. Через определенный промежуток
времени (через урок, включающий диалог, занятия, которое отводится на
комикс) грамматический материал опять закрепляется и отрабатывается в речи
уже на втором уроке. Это происходит с помощью различного рода упражнений:
тренировочные, трансформационные, тренировочно-поисковые, репродуктивные и
продуктивные (см.с.76).
При сравнении учебников можно отметить некоторые сходства и различия
в изучении грамматического материала. Грамматические страницы представлены
в них в виде самостоятельного раздела. Учитывая это, формирование ГМ может
происходить традиционно с использованием грамматического справочника,
помещенного в конце учебников, где в доступной для учащихся форме объяснено
образование и функционирование того или иного грамматического явления.
Основной акцент в обоих учебниках, конечно, сделан на глагольную
систему языка Le passe compose, L`imparfait, Le future, Le conditionnel, Le
subjonctif, времена наиболее употребительные в речи. Большое внимание
уделяется постановке вопросов, согласованию времен, неопределенным
местоимениям, превосходной и сравнительной степеням прилагательных. Таким
образом, в учебниках представлен очень широкий материал, некоторые моменты
( "Le passe compose") повторяют материал 1 года обучения. Критерием отбора,
на мой взгляд, является обучение грамматическим явлениям, реально
существующим в настоящее время и употребляемым в повседневной жизни.
Отобранный грамматический материал изучается в определенной связи и
последовательности, ранее изученное создает основу для последующего знания.
Введение НГМ и формирование грамматического навыка может происходить
традиционно в учебнике "Frequence jeunes-2":
1. " от общего - к частному " (объяснение правила и последующее
выполнение упражнений) или дедуктивный путь.
2. " от частного – к общему " или индуктивный путь.
Но, авторы придерживаются принципа концептуализации (см. стр.
).
Таким образом, введение НГМ может осуществляться в такой
последовательности:
1. нахождение новых грамматических элементов после чтения текста,
диалога;
2. объяснение учителем употребления того или иного грамматического
материала и способ образования ( зачем ? как ?)
3. актуализация явления в процессе повторного чтения диалога, текста;
4. активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических
единиц (тренировка в упражнениях).
Но авторы отечественного учебника "L`oiseau bleu-3" предпочитают
дедуктивный путь введения НГМ:
1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.
2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.
3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических
компонентов.
Я считаю, что индуктивный путь введения ГМ наиболее эффективен в
учебнике "Frequence jeunes-2", так как учащимся сначала предлагается не
какя-то схема образования какого-то грамматического явления, а
самостоятельный поиск этого элемента в тексте,затем строятся гипотезы о
цели его употребления в речи и образовании. Таким образом, я считаю, что
такой вид работы повышает мотивацию учащихся при изучении ГМ и способствует
более эффективному его усвоению. Но оба принципа, заложенные в УМК не
исключают и коммуникативного подхода к обучению грамматики, когда каждое
грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть
речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма, что
нашло отражение в методической организации учебников.
Особое значение в учебниках придается развитию умений синтаксически
организовать высказывания, связно построить свою речь, перейти к освоению
литературных жанров , слов, умений пользоваться речью, так как грамматика –
это организующий стержень речевого производства. Например, для самых
частотных глаголов характерна многозначность, разрешаемая благодаря
синтаксическим связям, выявляющим конкретное значение. Помимо глагольных
конструкций(Je change de vetement,je me change; travailler le bois ,
travailler ferme etc) связность обеспечивается приглагольными
местоимениями, предлогами, артиклями, союзами, наречиями. Поэтому при
изучении ГМ, значительное место отводится и изучению этих явлений, без
которых невозможно выразить свои мысли на французском языке.
Необходимо заметить , что ГМ в зарубежном учебнике, по сравнению с
отечественным учебником более расширен: здесь изучаются превосходная и
сравнительная степени прилагательных, употребление L`infinitif, Le
subjonctif,Le conditionnel passe, что не наблюдается в учебнике "L`oiseau
bleu-3". Это объясняется тем , что зарубежный учебник представляет собой
интенсивный курс изучения французского языка, поэтому он содержит более
сложный материал.
Я считаю, что при обучении грамматическому строю языка базовым
учебником может быть как "L`oiseau bleu-3", так и "Frequence jeunes-2". Это
зависит от уровня усвоения французского языка школьниками, при желании
учителя ГМ отечественного учебника может быть дополнен заданиями из УМК
"Frequence jeunes-2".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18