Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

книга для учащихся, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассеты.

Особого внимания заслуживают содержание и качество учебных материалов.

Тексты, стихи, диалоги имеют ярко выраженную коммуникативную направленность

и отражают тематику, близкую учащимся и соответствующую их возрастным

интересам. Все отобранные текстовые материалы написаны живым современным

французским языком, избавлены от излишней назидательности, они забавны и

увлекательны, способны не только вызывать интерес обучаемых, но и развивать

их прознавательную активность и творческую поисковую деятельность, Наиболее

ценны тексты страноведческого характера, аутентичный материал, различного

рода задания по интерпретации поэтического и художественного текста,

предложенный в учебнике "Le Nouveau sans frontieres-2".

В связи с этим остро возникла проблема адаптации зарубежных методик

для нужд российских учителей, для учебных заведений различного типа .

Важным можно назвать следующие аспекты :

o Работа по зарубежным УМК требует от учителя полной методической

ориентации в заложенной в этот УМК методической концепции;

o Возможно соблюдение оптимального соотношения отечественного учебника с

зарубежным;

o Использование зарубежного учебника не должно сводиться лишь к

заимствованию уже готовых материалов, необходим учет особенностей

российских условий обучения.

Без интеграции и адаптации зарубежных учебников по иностранному языку

невозможно создание единого образовательного пространства и нахождение

своего места в контексте общеевропейской культуры .

Цель данной дипломной работы заключается в анализе современных

отечественных и зарубежных УМК, для определения оптимального варианта

использовании этих учебников в учебном процессе.

Предварительной гипотезой станет предположение о том, что

отечественный УМК, "L`oiseau bleu'' Береговской Э.М. является наиболее

эффективным учебником французского языка для российских общеобразовательных

школ, а зарубежные УМК ''Frequence jeunes'' G.Gapelle., N.Gidon и УМК ''Le

Nouveau sans frontieres'' могут дополнять, а при изучении отдельных

аспектов (грамматики и лексики) даже заменять отечественный учебник

"L`oiseau bleu''.

Объектом изучения становится учебный процесс с использованием этих

учебников.

В соответствии с характером поставленных задач используются следующие

методы исследования: анализ методической, педагогической литературы,

касающейся вопросов теории учебника, анализ действующих французских и

отечественных учебников, книг для учителя, письменное и устное

анкетирование учителей французского языка средних школ, анализ накопленного

педагогического опыта.

Работа состоит из страниц основного текста и включает в себя

введение, 4 главы, заключение, приложение, список использованных

источников.

ГЛАВА I. Учебно-методический комплект и учебник

как основное звено системы обучения .

1.1. Учебно-методический комплект и учебник как основное звено

системы обучения

Ответы на вопросы "для чего учить?" и "чему учить?" находятся в таких

категориях методики, как цели и содержания обучения. Ответ на вопрос "как

учить?" следует искать в методах обучения.

"С помощью чего учить?", ответ на этот вопрос мы находим в категории

– средства обучения, центральным компонентом которых является – учебник. В

методике обучения иностранными языками систему обучения более правильно

называть материальные объекты, включенные в учебный процесс и способные

либо замещать учителя в отдельных функциях, либо помогать ему выполнять их.

Это и учебники, и объекты окружающей среды, и графические средства

(таблицы, схемы и т.п.), и картинки, и фильмы, и тексты, и пластинки, и

многое другое. Их следует подразделять на традиционные (нетехнические)

средства обучения и современные технические средства обучения.

Несмотря на все их преимущества, они используются с небольшим

коэффициентом полезного действия. Это объясняется и консервативностью

отдельных учителей, и недостаточной надежностью технических средств, и

необходимостью большой подготовительной работы к уроку.

Кроме того, еще не разработаны многие вопросы методики использования

технических средств обучения, которые справедливо рассматриваются как

средства обучения будущего. Поэтому до сих пор основным и самым массовым

комплексным средством обучения остается учебник.

С учебником в своей повседневной практике сталкиваются все. Известны

и различные определения учебника. Утверждают, что учебник – это

своеобразный "сценарий учебного процесса", или "модель реализации системы

обучения тому или иному иностранному языку". Эти определения не являются

исчерпывающими, так как учебник – не только сценарий учебного процесса, но

и своеобразный справочник для учащихся, не только информационная модель, но

и организатор процесса формирования навыков и умений, и вообще учебник не

столько модель, сколько конкретное средство реализации системы обучения

(Миньяр Белоручев : 1990, 57).

На мой взгляд, гораздо более убедительно утверждение В.Г.Бейлинсона

и Д.Д.Зуева о том, что учебник есть необходимое средство реализации цели,

принципов, содержания и методов обучения. Если к этому присовокупить, что

цели, принципы, содержания и методы обучения реализует учитель, то

становится ясным, что именно учебник выступает в качестве средства,

способного наиболее полно реализовать функции учителя в их совокупности.

Реализация не одной, а в той или иной мере всех функций в их взаимосвязи и

является особенностью учебника, отличающей его от другого комплексного

средства обучения – пособия. Если учебное пособие способствует решению

частной задачи и реализует одну, две функции учителя, то учебник

предназначен для решения глобальных задач. Реализуя в той или иной мере все

функции учителя в их взаимосвязи, он объединяет в единое целое цели,

принципы, содержания и методы обучения.

С одной стороны, учебник является для подавляющей массы учащихся

важнейшим источником знаний, носителем содержания образования. В нем

формируются и раскрываются основные научные понятия, предусмотренные

школьной программой, определяется объем основ учебного материала – знаний,

предназначенных для изучения в школе. С другой стороны, учебник – средство

обучения. И как средство обучения он должен способствовать усвоению

конкретных знаний, выработке в процессе усвоения умений и навыков, опыта

самостоятельной творческой деятельности, умения ориентироваться в предмете,

искать и находить необходимую информацию.

Однако возможности учебника ограничены. Он не дает описания всей

учебной деятельности учителя. В условиях массовой школы это обстоятельство

остается недостатком: не все учителя правильно воспринимают систему

обучения, заложенную в учебнике.

Учебник плохо приспособлен для обучения аудированию. Напечатанные в

нем тексты для аудирования перестают быть незнакомыми для учащихся (точнее

сказать для части учащихся, так как многие из них не проявляют желания

читать в учебнике "незаданные" тексты). К тому же для обучения аудированию

лучше использовать технические средства обучения, которые могут

воспроизводить тексты, начитанные носителями языка. Если к сказанному

добавить, что фонограммы, видеограммы и видеофильмы удобнее готовить в

специализированных центрах, а тексты к ним поручить подбирать и

наговаривать высококвалифицированным специалистам, то становится ясным, что

учебники следует дополнить целой системой средств обучения.Так появился

учебно-методический комплект (УМК).

Учебный комплект представляет собой систему дидактических средств

обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемую в

целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач,

сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему

развитию личности учащихся .

УМК состоит из учебника (включающего книгу для чтения ), книги для

учителя, набора грампластинок, комплекта учебно-наглядных пособий,

комплекта грамматических таблиц, диафильмов, кинокольцовок и

кинофрагментов. С помощью этого комплекса (особенно, учебника и книги для

учителя) задается в конкретном виде (а не декларативно, как в программе)

иерархия целей обучения (конечные цели каждого года обучения, промежуточные

цели, задачи по теме – серии уроков, задачи отдельного урока, звена внутри

уроков), а также задается содержание и структура учебного материала,

"программирующих" педпроцесс, т.е. организацию деятельности учителя и

учащихся и находят конкретную реализацию методы обучения.

Среди всех средств обучения вообще (и даже внутри комплекса вообще)

именно учебник составляет центральное звено, опосредующее деятельность

учителя и учащихся. Учебник является главным, непосредственно данным

учащимся и учителю в руки системы обучения. Учебник организует как

деятельность учащихся, так и через книгу для учителя – деятельность

учителя, воплощая в себя инструмент их взаимодействия. Именно поэтому

учебник не отделим от книги для учителя.

Таким образом, мы рассматриваем учебник как микромодель всей системы

обучения в целом, как отражают все ее компоненты: цели, содержание,

структуру учебного материала, педпроцесса (различные формы деятельности

учителя и учащихся), методы, а также другие средства обучения. Будучи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать