книга для учащихся, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассеты.
Особого внимания заслуживают содержание и качество учебных материалов.
Тексты, стихи, диалоги имеют ярко выраженную коммуникативную направленность
и отражают тематику, близкую учащимся и соответствующую их возрастным
интересам. Все отобранные текстовые материалы написаны живым современным
французским языком, избавлены от излишней назидательности, они забавны и
увлекательны, способны не только вызывать интерес обучаемых, но и развивать
их прознавательную активность и творческую поисковую деятельность, Наиболее
ценны тексты страноведческого характера, аутентичный материал, различного
рода задания по интерпретации поэтического и художественного текста,
предложенный в учебнике "Le Nouveau sans frontieres-2".
В связи с этим остро возникла проблема адаптации зарубежных методик
для нужд российских учителей, для учебных заведений различного типа .
Важным можно назвать следующие аспекты :
o Работа по зарубежным УМК требует от учителя полной методической
ориентации в заложенной в этот УМК методической концепции;
o Возможно соблюдение оптимального соотношения отечественного учебника с
зарубежным;
o Использование зарубежного учебника не должно сводиться лишь к
заимствованию уже готовых материалов, необходим учет особенностей
российских условий обучения.
Без интеграции и адаптации зарубежных учебников по иностранному языку
невозможно создание единого образовательного пространства и нахождение
своего места в контексте общеевропейской культуры .
Цель данной дипломной работы заключается в анализе современных
отечественных и зарубежных УМК, для определения оптимального варианта
использовании этих учебников в учебном процессе.
Предварительной гипотезой станет предположение о том, что
отечественный УМК, "L`oiseau bleu'' Береговской Э.М. является наиболее
эффективным учебником французского языка для российских общеобразовательных
школ, а зарубежные УМК ''Frequence jeunes'' G.Gapelle., N.Gidon и УМК ''Le
Nouveau sans frontieres'' могут дополнять, а при изучении отдельных
аспектов (грамматики и лексики) даже заменять отечественный учебник
"L`oiseau bleu''.
Объектом изучения становится учебный процесс с использованием этих
учебников.
В соответствии с характером поставленных задач используются следующие
методы исследования: анализ методической, педагогической литературы,
касающейся вопросов теории учебника, анализ действующих французских и
отечественных учебников, книг для учителя, письменное и устное
анкетирование учителей французского языка средних школ, анализ накопленного
педагогического опыта.
Работа состоит из страниц основного текста и включает в себя
введение, 4 главы, заключение, приложение, список использованных
источников.
ГЛАВА I. Учебно-методический комплект и учебник
как основное звено системы обучения .
1.1. Учебно-методический комплект и учебник как основное звено
системы обучения
Ответы на вопросы "для чего учить?" и "чему учить?" находятся в таких
категориях методики, как цели и содержания обучения. Ответ на вопрос "как
учить?" следует искать в методах обучения.
"С помощью чего учить?", ответ на этот вопрос мы находим в категории
– средства обучения, центральным компонентом которых является – учебник. В
методике обучения иностранными языками систему обучения более правильно
называть материальные объекты, включенные в учебный процесс и способные
либо замещать учителя в отдельных функциях, либо помогать ему выполнять их.
Это и учебники, и объекты окружающей среды, и графические средства
(таблицы, схемы и т.п.), и картинки, и фильмы, и тексты, и пластинки, и
многое другое. Их следует подразделять на традиционные (нетехнические)
средства обучения и современные технические средства обучения.
Несмотря на все их преимущества, они используются с небольшим
коэффициентом полезного действия. Это объясняется и консервативностью
отдельных учителей, и недостаточной надежностью технических средств, и
необходимостью большой подготовительной работы к уроку.
Кроме того, еще не разработаны многие вопросы методики использования
технических средств обучения, которые справедливо рассматриваются как
средства обучения будущего. Поэтому до сих пор основным и самым массовым
комплексным средством обучения остается учебник.
С учебником в своей повседневной практике сталкиваются все. Известны
и различные определения учебника. Утверждают, что учебник – это
своеобразный "сценарий учебного процесса", или "модель реализации системы
обучения тому или иному иностранному языку". Эти определения не являются
исчерпывающими, так как учебник – не только сценарий учебного процесса, но
и своеобразный справочник для учащихся, не только информационная модель, но
и организатор процесса формирования навыков и умений, и вообще учебник не
столько модель, сколько конкретное средство реализации системы обучения
(Миньяр Белоручев : 1990, 57).
На мой взгляд, гораздо более убедительно утверждение В.Г.Бейлинсона
и Д.Д.Зуева о том, что учебник есть необходимое средство реализации цели,
принципов, содержания и методов обучения. Если к этому присовокупить, что
цели, принципы, содержания и методы обучения реализует учитель, то
становится ясным, что именно учебник выступает в качестве средства,
способного наиболее полно реализовать функции учителя в их совокупности.
Реализация не одной, а в той или иной мере всех функций в их взаимосвязи и
является особенностью учебника, отличающей его от другого комплексного
средства обучения – пособия. Если учебное пособие способствует решению
частной задачи и реализует одну, две функции учителя, то учебник
предназначен для решения глобальных задач. Реализуя в той или иной мере все
функции учителя в их взаимосвязи, он объединяет в единое целое цели,
принципы, содержания и методы обучения.
С одной стороны, учебник является для подавляющей массы учащихся
важнейшим источником знаний, носителем содержания образования. В нем
формируются и раскрываются основные научные понятия, предусмотренные
школьной программой, определяется объем основ учебного материала – знаний,
предназначенных для изучения в школе. С другой стороны, учебник – средство
обучения. И как средство обучения он должен способствовать усвоению
конкретных знаний, выработке в процессе усвоения умений и навыков, опыта
самостоятельной творческой деятельности, умения ориентироваться в предмете,
искать и находить необходимую информацию.
Однако возможности учебника ограничены. Он не дает описания всей
учебной деятельности учителя. В условиях массовой школы это обстоятельство
остается недостатком: не все учителя правильно воспринимают систему
обучения, заложенную в учебнике.
Учебник плохо приспособлен для обучения аудированию. Напечатанные в
нем тексты для аудирования перестают быть незнакомыми для учащихся (точнее
сказать для части учащихся, так как многие из них не проявляют желания
читать в учебнике "незаданные" тексты). К тому же для обучения аудированию
лучше использовать технические средства обучения, которые могут
воспроизводить тексты, начитанные носителями языка. Если к сказанному
добавить, что фонограммы, видеограммы и видеофильмы удобнее готовить в
специализированных центрах, а тексты к ним поручить подбирать и
наговаривать высококвалифицированным специалистам, то становится ясным, что
учебники следует дополнить целой системой средств обучения.Так появился
учебно-методический комплект (УМК).
Учебный комплект представляет собой систему дидактических средств
обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемую в
целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач,
сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему
развитию личности учащихся .
УМК состоит из учебника (включающего книгу для чтения ), книги для
учителя, набора грампластинок, комплекта учебно-наглядных пособий,
комплекта грамматических таблиц, диафильмов, кинокольцовок и
кинофрагментов. С помощью этого комплекса (особенно, учебника и книги для
учителя) задается в конкретном виде (а не декларативно, как в программе)
иерархия целей обучения (конечные цели каждого года обучения, промежуточные
цели, задачи по теме – серии уроков, задачи отдельного урока, звена внутри
уроков), а также задается содержание и структура учебного материала,
"программирующих" педпроцесс, т.е. организацию деятельности учителя и
учащихся и находят конкретную реализацию методы обучения.
Среди всех средств обучения вообще (и даже внутри комплекса вообще)
именно учебник составляет центральное звено, опосредующее деятельность
учителя и учащихся. Учебник является главным, непосредственно данным
учащимся и учителю в руки системы обучения. Учебник организует как
деятельность учащихся, так и через книгу для учителя – деятельность
учителя, воплощая в себя инструмент их взаимодействия. Именно поэтому
учебник не отделим от книги для учителя.
Таким образом, мы рассматриваем учебник как микромодель всей системы
обучения в целом, как отражают все ее компоненты: цели, содержание,
структуру учебного материала, педпроцесса (различные формы деятельности
учителя и учащихся), методы, а также другие средства обучения. Будучи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18